Перейти к содержимому





Фотография - - - - -

ЭВОЛЮЦИЯ В ПРОДАКШН. «Новости СМИ» (№5, 2015)

Отправил Эволюция продакшн-музыка, 29 Апрель 2015 · 2 501 Просмотров

продакшн реклама эволюция креатив лаупер продакшн-библиотека продакшн-музыка
Интересная у нас получилась беседа с журналом "Новости СМИ" - о кризисе, продакшне и тенденциях в медиа. Enjoy! :)

Интервью для журнала «Новости СМИ» (№5, 2015):
Андрей ЛАУПЕР, генеральный директор JINGLE.RU Creative&Media

ЭВОЛЮЦИЯ В ПРОДАКШН

Изображение


НСМИ продолжает беседовать с продакшн-компаниями о том, как развивается этот рынок и какой контент востребован. Андрей ЛАУПЕР рассказал НСМИ об уникальном проекте – продакшн-библиотеке «Эволюция» и о том, как продакшн-компаниям приходится отстаивать авторские права и о тенденциях в производстве видеоконтента.

НСМИ: На чем специализируется ваша компания?

В начале 2000-х наша компания вышла на рынок, прежде всего, как продакшн-хаус. Тогда она называлась «И-Радио», а в 2005 году была переименована в JINGLE.RU. Мы занимались поддержкой рекламных кампаний, производством видео- и аудиорекламы. На сегодняшний день основные виды деятельности это: оформление эфира радиостанций и промо-пакетов телеканалов, корпоративный продакшн (создание обучающего видео, съемка корпоративных фильмов, клиентских роликов, презентаций и отчетного видео), аудиобрендинг (создание звуковой картинки бренда, фирменной мелодии, озвучивание call-центров и платежных терминалов, IVR* interactive voice response, indoor radio). По-прежнему очень большой сегмент занимает производство рекламных роликов для размещения на радио и телевидении. И, конечно, мы продолжаем развивать один из наших флагманских проектов - издание первой российской продакшн-библиотеки «Эволюция», которая за почти 15-летнюю историю доказала свою востребованность на столичном и региональном рынках продакшн-услуг.

НСМИ: Какой контент наиболее популярен у ваших заказчиков? Если говорить о видео, то сейчас распространилась мода на короткие обучающие ролики. Какие еще тенденции вы можете назвать?

Один из наших последних успешных кейсов - создание ряда презентационных фильмов для компании «Галс-Девелопмент». Мы произвели цикл фильмов о московских и сочинских объектах недвижимости: «Центральный Детский Магазин на Лубянке», «Wine House, элитный жилой квартал «Литератор», «Сады Пекина», «IQ-квартал» в Москва-Сити и другие. Кроме того, мы производим большое количество поддерживающих роликов для рекламных кампаний этих проектов на радио, для наружной светодиодной рекламы и web. Помимо этого, действительно, клиентами очень востребованы обучающие видео для корпоративных целей и языковая адаптация материалов для российских подразделений западных компаний. В этом сегменте нашими клиентами являются IBM, Royal Canin, «Связной» и другие бренды. Среди тенденций я могу назвать то, что компании по-прежнему остро нуждаются в большом количестве IVR для автоответчиков и call-центров. Много таких проектов мы уже реализовали для Enter, сети отелей Accor Group в России, БИН-Страхования, Мастертел и др.

НСМИ: JINGLE.RU претерпела существенные изменения за почти 15 лет своего существования. Как изменилась ее структура? Сколько человек работает? Как происходит диверсификация бизнеса?

Конечно, 15 лет для небольшой продакшн-компании - значительный срок. За это время, пожалуй, мы прошли все стадии развития классического бизнеса: от небольшой студии с парой рабочих столов до инхаус- продакшна в составе крупного коммуникационного агентства и последующего выделения в самостоятельный бизнес с крупной производственной базой и большим пулом клиентов. Сейчас структура компании включает в себя производственный и креативный отделы, клиентский сервис, юридический и финансовый департаменты, отдел дистрибуции для работы с регионами и зарубежными рынками. У нас сложилась крепкая команда из 15 человек, но в зависимости от задач проектов мы привлекаем от 20 до 50 креативных специалистов.

НСМИ: Кто ваши партнеры? Ожидаете ли вы приток новых клиентов из-за рубежа?

Среди наших партнеров не только крупные бренды различных сегментов, но и небольшие частные компании и даже физические лица. Условно клиентов можно назвать по категориям: телеком и цифровой ритейл – «Связной», Мастертел, Ростелеком; финансы и страхование – «Связной банк, БИН-страхование, BNP PARIBAS, ВТБ, УРАЛСИБ и страховая компания Zurich; торговые сети и марки – Enter, Л'Этуаль, Adidas, LOUVRE, McDonald’s, Спортмастер; торговые бренды – Audi, Tarkett, Fizer, Hado, Pfizer, Bosch; печатные издания - Forbes, GEO, Esquire, Grazia, Эксперт, журнал OK, National Geographic; недвижимость – «Галс-Девеломент», Крост, Баркли, ВТБ Арена парк. В части эфирных пакетов радиостанций и телеканалов за много лет нашими клиентами стали как крупные столичные игроки, так и региональные компании, назову лишь некоторых - Радио MAXIMUM, ТРК МИР, Финам FM, ХИТ FM, ТНТ, Euronews, Disney, «Моя Планета». Что касается наших западных клиентов, то это очень интересный сегмент, который заполнен большим количеством промо и рекламных роликов типа infomercial* "information + commercial", т.н. информационная реклама, это относительно новый тренд, который пришел из международного спутникового телевидения. Основной наш клиент в этом сегменте - телеканал Euronews, для которого на постоянной основе мы производим двухминутные infomercial-ролики о Тайланде, Алжире, Малайзии, Венесуэле и княжестве Монако.

НСМИ: Как меняются цены на контент? Каков средний гонорар продакшн-компании за пакет услуг?

Так как мы предоставляем разного рода продакшн-услуги, сложно назвать какой-то усредненный гонорар. Каждый проект уникален, и, прежде всего, мы отталкиваемся от задач клиента, а задачи бывают разные: произвести 10-секундный радиоролик, разработать запоминающийся креатив или поддержать крупную федеральную рекламную кампанию на ТВ. Но в целом важно отметить, что мы можем позволить себе гибкое ценообразование, так как за многолетнюю практику мы выстроили технические и творческие бизнес-процессы таким образом, чтобы издержки клиентов были минимальными. Для нас главное - общий результат, ради которого мы работаем в формате 24/7.

НСМИ: Почему несколько лет назад наблюдался провал в индустрии продакшн-компаний для радио? Почему сейчас они вернулись на рынок?

Рынок продакшна сжимается пропорционально сжатию рекламных рынков и бюджетов на телевидении и радио. Ровно это мы видели во времена кризиса 2008 года, это мы ощущаем и сегодня. Сейчас наблюдается тенденция заказа продакшн-услуг и voice over не в столице, а в регионах. То есть, с одной стороны, мы видим смещение производственной базы бюджетной рекламы в регионы, но с другой - крупные бренды, и сетевые агентства оставляют заказы на радио и ТВ-продакшн в Москве, это все еще показатель определенного качества и удобства. Таким образом, мы наблюдаем обычные эволюционные тренды в области медиа и продакшна.

НСМИ: Какие спецпроекты вы проводите? Какой тип спецпроектов сейчас востребован рекламодателем?

Мы ежегодно поддерживаем фестиваль «Вместе-Радио» Фонда Независимого Радиовещания. JINGLE.RU является соорганизатором всех региональных этапов, от Владивостока до Калининграда, с финалом в Москве в апреле 2015 года. Помимо того, что мы оцениваем конкурсные работы, проводим семинары и мастер-классы, таким образом поддерживая технический уровень и качество контента радиостанций с местным программированием. Особое внимание конкурсантов мы обращаем на работу с легальным материалом, победители региональных этапов получают бесплатную подписку на каталог библиотеки «Эволюция». Также мы сотрудничаем с крупными радиохолдингами и профессиональными премиями в области радио и ТВ.

НСМИ: Вы известны как создатель первой музыкальной библиотеки «Эволюция». Насколько востребован ее контент? Кто его покупает? Каковы перспективы развития продакшн-библиотек в России?

Все чаще радиостанции, телеканалы и медийные компании обращают пристальное внимание на работу с легальным контентом. В этой связи библиотека востребована и с каждым годом количество подписчиков растет. Мы выпускаем сборники периодичностью раз в квартал, таким образом добиваемся стилистического разнообразная и актуальности саунда. «Эволюцию» покупают и небольшие продакшн-студии в регионах, и крупные радиостанции, телеканалы и местные ТРК. Также среди клиентов - интернет-радиостанции, торговые центры и отдельные торговые сети. С учетом общего тренда и общественной дискуссии на тему авторских прав перспективы продакшн-библиотек и легального продакшн-контента в России мы оцениваем как долгосрочные.

НСМИ: По каким критериям вы выбираете композиторов?

Мы выбираем композиторов исходя из конкретной задачи сборника - это могут быть и симфонические драматические трейлеры, и новогодние мелодии, и детские темы, и даже пародии на известные музыкальные произведения. У каждого композитора своя специфика, каждый работает в своем формате. Для нас важно умение композитора работать с живым звуком, поскольку отличительной особенностью «Эволюции» являются использование живых инструментов и качественное продюсерское видение.

НСМИ: Какие проблемы сейчас есть у региональных СМИ и как они могут их преодолеть?

Креативный голод, слабая технологическая база, невысокая квалификация специалистов в области продакшна - вот основные проблемы, которые мы наблюдаем многие годы. Проекты Фонда Независимого Радиовещания и подобные им помогают качественно поднять уровень региональных СМИ. Все остальные проблемы достаточно классические: нехватка рекламных бюджетов, необходимость работать на оптимизацию бизнеса, особенно в кризисное время.

НСМИ: В 2009 году радиостанции нелегально использовали ваш контент и представили его на конкурсах «Радиомания-2009» и «Премия Попова-2009». Удалось ли вам доказать свою правоту? Каковы перспективы борьбы с нарушением авторского права в России?

Действительно мы обнаружили большое количество конкурсных работ с нелегальным использованием произведений из библиотеки «Эволюция», и периодически эта ситуация возникает вновь. Мы вели переговоры с организаторами этих премий, и они безусловно были на нашей стороне: работы были сняты с конкурса и правообладателям принесены извинения. Вопрос авторского права - это вопрос комплексной совместной работы как правообладателей, так и аккредитованных государством организаций (таких как РАО и ВОИС). Вещатели обязаны обращать внимание на присутствие нелегального контента в своем эфире. К сожалению, до сих пор многие даже крупные вещательные холдинги не предоставляют отчеты в РАО об использованных в эфире музыкальных произведениях в составе рекламы и эфирного промо, таким образом права авторов и издателей все еще ущемлены.

НСМИ: Каковы итоги года для рынка продакшн-компаний? Какие основные тенденции развития отрасли вы можете выделить? Какой прогноз можете дать на 2015 год?

В 2014 году рынок продакшн-услуг по нашим оценкам просел в 2-3 раза, и текущий год также будет сложным. Многое будет зависеть от общих экономических показателей и умения клиентов диверсифицироваться в кризис и перераспределять рекламные бюджеты. Тенденции на рынке продакшн-услуг коротко таковы: поиск новых клиентов, оптимизация бизнеса и открытие новых рынков. Важно сказать, что в последние годы рынок продакшна в Москве был перегрет, появилось очень много компаний, которые раздували расходные статьи и производственные сметы. Кризис - идеальный регулятор такой ситуации, и сейчас мы видим, что клиенты пересматривают своих продакшн-партнеров, отказываясь от дорогих и "сложных" подрядчиков в пользу демократичных, гибких и быстрых партнеров.

НСМИ: Какие проекты вы планируете в 2015 году?

Понимая сложную экономическую ситуацию на внутреннем рынке, мы поддерживаем уже существующих клиентов, особенно в регионах, предоставляя комплексную скидку на продакшн-услуги и на продление подписки или приобретение новых сборников «Эволюции». Тем не менее, наш приоритет сегодня - поиск клиентов в странах ближнего и дальнего зарубежья. Сейчас мы переводим продажи «Эволюции» на новую технологическую платформу, увеличивая тем самым количество каналов реализации. В апреле этого года мы выпускаем 20-й диск библиотеки, тематикой которого будут жанры Кино и ТВ.

НСМИ: Какова структура рынка США? В какие направления инвестируют? Какие крупные сделки заключаются? Какие новые проекты в сфере СМИ и рекламы появились на рынке США? Как обстоит дело с production в Америке?

США были и остаются одним из мировых лидеров в развитии рынка медиа и рекламы. Любому креативному специалисту, на мой взгляд, обязательно следить за основными тенденциями и технологическим прогрессом в этой сфере.
Настоящими американскими технологическими находками можно считать спутниковую платформу Sirius XM Radio, предоставляющую доступ к сотням радиостанций на всей территории Северной Америки; интернет-сервис Netflix, являющийся эволюционным развитием методов дистрибуции кино и телевизионного контента, ресурс iSpot.tv – неоценимый онлайн-помощник в осуществлении рекламных кампаний и измерений на телевидении и в социальных сетях. Также не стоит забывать о легендарных студиях TM Studios и ReelWorld, на чьи проекты в области аудиобрендинга, безусловно, стоит равняться. В среднем, мы отстаем на 5-10 лет от рынка США, у нас есть временной люфт, чтобы брать на вооружение и внедрять эти технологии в России.