Перейти к содержимому





Фотография * * * * - 3 голосов

SoundHack 011: Mono-сведение и мастеринг

Отправил OlegKachanko, 14 Июль 2012 · 8 137 Просмотров

МОНО vs СТЕРЕО

Уважаемые коллеги!

Хочу предложить простой, действенный и, главное, не трюковой способ улучшения звучания вашего готового продукта.
Вот он:
... Сводите, прослушивая звук в МОНО ...

Это один из самых полезных приемов, который мне пригодился при работе в разнообразных ситуациях:
A. Новая студия для вас
B. Продолжительный и разнообразный проект
C. Изъяны в звучании помещения
D. Изъяны в стерео-звучании аппаратуры

Более того, когда у меня были ситуации C,D я слушал моно-сигнал вообще в один монитор, отключая другой, так, кстати делают многие звукорежисеры в студиях, на которых я бывал.

Главный вопрос зачем и почему?
1. Если изучить историю вопроса моно-стерео, то легко убедиться, что стерео - это компромисс в движении к пространственному звучанию, т.е. некоторого рода удобные костыли. Это означает, что "ширина", "глубина" картинки - это только реалистичные трюковые приемы в записи, которые в большинстве случаев не влияют на восприятие фонограммы в БЫТОВЫХ условиях.
2. Такие факторы как: разница мониторов, ушей, свойство "ведущего" уха, несбалансированное по резонансу помещение заставляют все чаще и чаще надевать наушники. Зачем это делать (кроме как не для "ловли блох"), когда можно включить моно.
2. Неподготовленный слушатель часто не различает моно и стерео (не удивляйтесь, но это действительно так)
3. Восприятие 99% музыки идет в бытовых условиях практически 25-50% от изначального стерео-эффекта

Вывод: большинство слушателей слушают вашу стерео-фонограмму почти в МОНО !

Важно: я не предлагаю отказаться от стерео (хотя RHCP взяли за основу этого звучания), я предлагаю
  • БАЛАНС и АЧХ оценивать с преимущественным учетом того КАК ЭТО ЗВУЧИТ В МОНО.
  • Бинауральный (стерео) эффект и только его оценивать в стерео
Поначалу - некомфортно, слишком ярко и резко. Но самое интересное - что вы начнете более четко различать профессиональные и сбалансированные записи от тех, в которых за счет стерео "вытянули" звучание.

В итоге плюсы:
Плюс1. Заказчики адекватнее оценивают вашу работу
Плюс2. Работа лучше звучит на "практически" моно-источниках (плееры, шит-контрол, бытовая техника, ТВ, радио)
Плюс3. Вы реже надеваете наушники для цели контроля АЧХ (по этой теме вообще есть спор, что наушники для этого и не предназначены)
Плюс4. Вы намного уменьшаете эффект искажений восприятия от неправильной комнаты
Плюс5. Попутно контролируете моно-совместимость
Плюс6. Если вы реально заботились о "планах", "уровнях", "глубине" звучания - этот эффект остается и в моно сигнале - это лакмусовая бумажка вашего многопланового сведения
Плюс7. Гораздо легче контролировать искажения в моно.

Софт и хард

В моей студии стоит прибор Mackie Big Knob (а можно использовать любой подобный), где есть кнопка MONO. При коммутировании через микшерский пульт - на канале можно установить панораму в центр.

Вот софт bx_control V2 который позволить плавно сделать сигнал монофоническим, что полезно в некоторых случаях. В DAW Samplitude на мастер канале есть волшебная кнопка MONO.

Для экспериментов советую

Redline Monitor

с помощью которого можно подогнать под особенности вашего восприятия получаемый моно сигнал. Программа смешивая каналы стерео применяет особый алгоритм для применения наушников в качестве монитора при сведении. Однако есть еще вариант использования (имхо!) - делать особый моно-сигнал, который по ощущениям больше подходит к переходу от стерео к моно. Только не забудьте его убрать при "сбрасывании" фонограммы!




Согласен полностью - все эти стерео-штучки... имхо, утопия. Приём хороший и очень верный. Спасибо. Снова
Отличная идея)) Я тоже всегда использую волшебную кнопу MONO перед тем, как пустить проект на просчет. Особенно когда звук для ТВ ролика делаю. Там вообще стараюсь еще и стереофоничность музыки уменьшить плагином S1 Image из пакета WAVES
Потому что в необъятной России далеко не везде наши ролики будут смотреть в стерео))))
И потом - послушайте работы, сделанные во времена СССР! тот же мюзикл Бременские музыканты. Как там чудесно все сведено! слушаешь из одного динамика (да даже в ноутбуке) - а все четко слышно и воздуха много
на ваш взгляд, какое из видов моно полезнее при сведении, Моно как сумма каналов стерео, или моно как один из каналов стерео?
как сумма конечно же, один из каналов брать для сведения смысла нет.

soundstudio (31 Октябрь 2012 - 11:35) писал:

как сумма конечно же, один из каналов брать для сведения смысла нет.
сумма каналов может быть неприемлемой если есть проблемы с противофазой каналов... Иногда лучше выбрать один из каналов ИМХО

Aldiya® (12 Декабрь 2013 - 22:26) писал:

сумма каналов может быть неприемлемой если есть проблемы с противофазой каналов... Иногда лучше выбрать один из каналов ИМХО
Неприемлема проблема с противофазой, не вводите в заблуждение =)
Для начала вам надо понять, что проблем с противофазой не должно быть в любом случае. Сумма каналов для того и нужна, чтоб выявить эти проблемы, и понять на своих ли местах всё сидит.

soundstudio (05 Январь 2014 - 19:44) писал:

Неприемлема проблема с противофазой, не вводите в заблуждение =)
Для начала вам надо понять, что проблем с противофазой не должно быть в любом случае. Сумма каналов для того и нужна, чтоб выявить эти проблемы, и понять на своих ли местах всё сидит.
Спустя столько времени увидел Ваш комент. Вы правы, проблема с противофазой неприемлема изначально.
Правда бывают случаи когда используемый в ролике компонент уже имеет проблему с противофазой (например отдельный инструмент в музыке "страдает" и частично "схлопывается"). Ну дали Вам тую музыку, ну что сделаешь... Проблема выходит наружу при прослушивании в моно. Вот о чем речь...