Перейти к содержимому

Интересный вопрос (Дыхание)

дыхание постановка голоса

  • Авторизуйтесь для ответа в теме
Сообщений в теме: 6

#1 ambassador

ambassador

    Пользователь

  • Пользователь
  • PipPip
  • 30 сообщений
1

Отправлено 21 Октябрь 2011 - 10:38

Хотел бы спросить, какое дыхание правильное? Одни говорят грудное, другие животом. Если первое, то как избавиться от второго? Есть ли какие то специальные занятия?

#2 Ляпунов Алексей

Ляпунов Алексей

    Всё будет запишись!

  • Модератор
  • 1 957 сообщений
4 662

Отправлено 21 Октябрь 2011 - 11:09

Прилагаю текстовый файл, в нём можно найти много полезного не только по дыханию, но и по постановке речи.

Прикрепленные файлы



#3 ambassador

ambassador

    Пользователь

  • Пользователь
  • PipPip
  • 30 сообщений
1

Отправлено 21 Октябрь 2011 - 12:00

Спасибо Алексей! Кстати, равняюсь на Вас! У Вас очень хороший голос! Это не лесть, это факт)

#4 Томилин Олег

Томилин Олег

    у микрофона с 9.00-17.00 (по Мск.вр)

  • Пользователь
  • PipPipPip
  • 3 108 сообщений
3 514

Отправлено 21 Октябрь 2011 - 14:02

есть и другое мнение:

найдено в просторах интернета:


В 1957 году, переходя улицу, был сбит автомобилем и погиб выдающийся французский ученый, математик, член группы математиков, подписывавших свои работы именем «Никола Бурбаки» Рауль Юссон.
Но, как я думаю, главный вклад в мировую науку он внес своими исследованиями певческого голоса. В русском переводе имеется книга «Певческий голос», автором которой является Р. Юссон. Материал, изложенный в данной книге, в значительной степени представляет интерес для вокальных педагогов, так как содержит ответ на многие запутанные вопросы вокальной науки. Тем не менее положения, изложенные в работе Р. Юссона, были встречены упомянутыми специалистами, в отдельных случаях профессорами консерваторий, приблизительно, как теория Николая Коперника католическим духовенством.
Я, естественно, не смогу процитировать всю книгу «Певческий голос», поэтому рассчитываю только на тех, кто осилил эту книгу.
Я учился вокалу в СССР, впоследствии переехал в Израиль.
Здесь есть музыкальная академия – аналог советской консерватории – где имеется вокальная кафедра. В этом месте я должен оговориться о следующем. Любая, даже самая простая работа, например, уборка помещений требует плана, теоретической подкладки.
Вне всякого сомнения это относится к такой специфической области знания, как вокальная педагогика. В течение нескольких сезонов я работал в Национальном Оперном Театре в качестве артиста хора.
Общаясь с выпускниками музыкальной академии, я убедился, что теоретическая база, применяемая тут в Израиле, так сказать на Западе, идентична применяемой в бывшем Союзе и вполне мне знакома. На настоящий момент я должен зафиксировать удивительную ситуацию – вокальная педагогика, как наука, как область знания, использует в качестве теоретической основы до научные представления времен теории Флогистона, представления чисто умозрительные, произвольные, уместные максимум в семнадцатом веке.
Что я имею в виду? Попытаюсь покороче прояснить этот непростой вопрос.
Итак, звук. Каждый выпускник средней школы знает, что звук представляет собой волны сжатия и разрежения, распространяющиеся в упругой среде. Но так было не всегда. В до научную эпоху распространение звука, в частности звука человеческого голоса ассоциировалось просто с потоком воздуха, выходящего из легких. Так называемое певческое дыхание. Я много раз пытался выяснить, чем певческое дыхание отличается от просто нормального дыхания и что значит пользоваться дыханием. Получить вразумительный ответ на этот простой вопрос по сей день мне не удалось.
Каждый, кто имеет хоть какое-то отношение к «вокалу», без сомнения слышал рекомендации, исходящие от профессоров – поставить звук на дыхание.
Обращаю внимание на полную бессмысленность этой фразы. Звук не есть предмет, его никуда нельзя поставить, в особенности на дыхание, которое не является местом, а есть процесс вдоха и выдоха.
То же самое относится и к так называемой «высокой позиции».
Повторяю – выпускнику средней школы ясно, что звук не может находиться в каком-то месте. Звук существует только в движении – распространяясь.
Головные и грудные резонаторы. (!?)
Ни тех, ни других не существует в природе. Акустическим резонатором может служить только полость. Черепная коробка заполнена мозгами, а грудная клетка – легкими. В рамках вокальной науки понятие резонанса трактуется чрезвычайно расширительно. Резонатором может быть объявлен любой участок тела. В действительности резонаторами певческого голоса является полость глотки и полость рта, а также надгортанник, резонирующий гармоники – 3 KHz – так называемую высокую певческую форманту.
Этот факт также бесспорен, как и то, что центром Солнечной системы является не Земля, а Солнце. В чем же тут дело? Что, собственно говоря, значит рекомендация направить (?) звук в голову, перевести на грудь, опереть и т. д.
Внимательно почитав Рауля Юссона, можно найти ответ на этот вопрос. Рауль Юссон вводит понятие вокально-телесной схемы (ВТС). То есть, в процессе фонации возбуждаются рецепторы, воспринимающие звуковое давление и вибрацию. Информация поступает в мозг, который подобно хорошему компьютеру синтезирует целостную картину. ВТС служит вторичным, дублирующим фактором контроля пения. Первичным и главным фактором контроля является слух. ВТС формируется в течение некоторого времени в процессе занятия пением и не является объективным явлением. Образ ВТС, формирующийся в сознании вокалиста абсолютно субъективен и присущ только данному индивидууму. Видный певец, пропевший длительное время несомненно имеет вполне сформировавшуюся ВТС. Если он начинает преподавать, он пытается передать ученику свою ВТС. Именно она в большинстве случаев именуется «школой». Каждый вокалист имеет свою ВТС. В каждом классе консерватории – своя школа. Обучать ученика своей ВТС – значит, посылать его туда, не знаю куда, искать то, не знаю что. Остановимся подробнее на этом вопросе. Если вы вокалист-педагог – перед вами стоит задача – изменить голос или точнее пение вашего ученика. Для этого вы должны уметь показать своим голосом то, что нужно вашему ученику, не прибегая к триаде заклинаний – дыхание, резонаторы, высокая позиция. Вопрос в том, что нужно ученику, какие качества голоса должны быть воспитаны в процессе обучения. Ключом может служить гипотеза И. Ефремова о природе чувства прекрасного, высказанная им в его литературном произведении «Лезвие бритвы». Два слова об И. Ефремове. И. Ефремов – видный ученый-палеонтолог, писатель, автор «Туманности Андромеды». Глава романа называется «Две ступени к прекрасному». Герой романа, ученый Иван Гирин читает лекцию, причем аудиторию составляют люди искусства – художники. Интересующиеся должны прочесть эту главу, иначе дальнейшие рассуждения будут непонятны. Суть гипотезы в следующем – наш мозг воспринимает целесообразное, как прекрасное. Имеется в виду прежде всего анатомическое строение человеческого тела. Тому есть множество примеров – прямые ноги красивее кривых, потому что они более целесообразны – ими более удобно ходить и бегать. Мужчина с рельефной мускулатурой красивее имеющего лишний вес. Широко поставленные глаза – это красивая черта лица, но это же и целесообразно – обеспечивает стереоскопичность зрения.

И. Ефремов приводит в упомянутой главе еще много удивительных примеров. Интересно, что красоту певческого голоса наш мозг оценивает по тем же критериям. Опять же критерием прекрасного служит целесообразность. Целесообразность голосового сигнала (ГС) состоит в помехоустойчивости – качество голоса, обеспечивающее помехоустойчивость, одновременно является качествами, определяющими красоту голоса. Рассмотрим несколько примеров. Общая энергия, мощь голоса позволяет голосу быть услышанным на большом расстоянии в обстановке помех или, например, пробить оркестр и «заполнить» зал оперного театра. Певческому голосу присуще «вибрато», то есть, колебания тона по частоте и амплитуде. Ни один естественный звук не имеет этого свойства. «Вибрато» выделяет голос вокалиста на фоне помех. Вибрато – фактор помехоустойчивости. О голосе певца, имеющем вибрато, говорят как о голосе певучем, льющемся. Не случайно музыканты-инструменталисты искусственно придают вибрато звуку своих муз. инструментов. Певческому голосу (ПГ) свойственна также так называемая высокая певческая форманта (ВПФ), то есть интенсивные гармоники в районе 3 KHz. Природа не случайно выбрала эту частоту. В районе 3 KHz лежит окно тишины, то есть выше и ниже по частоте интенсивность природных шумов значительно выше. К тому же и чувствительность слухового анализатора, попросту говоря уха, максимальна именно в районе 3 KHz. Частота ВПФ одинакова у всех типов голосов. ВПФ – важнейший фактор помехоустойчивости. ВПФ опеределяет звонкость – прекраснейшее качество ПГ. Сравните – голос звонкий и голос глухой. И последнее – обилие гармоник средних частот определяет тембр голоса, придает ему «бархатистость». Целесообразность в следующем. В раойне гармоник средней частоты располагаются форманты гласных. Если бы ГС не содержал гармоник средней частоты, была бы невозможна членораздельная речь. Гармоники средней частоты придают голосу индивидуальность, неповторимость подобно отпечаткам пальцев. Итак, мы видим, что красота и целесообразность в рассмотренных случаях совпадают. Вывод – ГС прекрасен, когда он целесообразен, то есть, помехоустойчив, но это не все. ГС несет информацию в виде членораздельной речи. Элементарной единицей информации является гласная. Согласные – это по большей части шумовые эффекты. Произношение согласных не представляет трудности. Для нас представляют интерес именно гласные. Гласные должны быть опознаны, идентифицированы слуховым анализатором. Целесообразность гласных состоит в их максимальном отличии от других гласных, то есть, гласная должна быть «чистой». Например, гласная «А» не должна походить на «О» или на «Э». Если певец поет контрастную или чистую гласную, о таком певце говорят, что у него хорошая дикция. Как видно и в последнем случае, красота и целесообразность идут рука об руку. Голосовой аппарат представляет сложнейший механизм. Управление этим механизмом может осуществляться из двух отделов мозга, называемых «центром речи» (ЦР) и «центром пения» (ЦП). В случае, когда задействован ЦР, голосовой аппарат используется не на полную силу. Качество голоса не проявляется в полной мере. ЦП – это значительно более мощный компьютер, обеспечивающий совершенную координацию работы голосового аппарата. В процессе пения вокалист должен использовать ЦП и не допускать «соскакивания» на примитивный режим работы голосового аппарата, управляемом ЦР. Снял с дыхания, не попал в резонаторы, снизил позицию и т. д. – значит, одно единственное – соскок на менее затратный режим голосового аппарата – режим, при котором управление осуществляется ЦР. Если необученный любитель пения поет длинную ноту, то начала ноты как правило идет в режиме пения, очень быстро происходит соскок на режим речи. Наиболее заметным следствием соскока является некотролируемое диминуэндо. То есть, музыкальная фраза выглядит следующим образом – в начале слога акцент с последующим падением звучности – так называемая мелодекламация. В процессе обучения вокалист должен быть приучен удерживать свой голосовой аппарат в режиме пения. Преподаватель пения должен слышать и уметь показать своим голосом наглядно разницу этих двух типов работы ГА. Одно из коренных отличий певческого голоса от всех других муз. инструментов состоит в его естественной природе. Этот уникальный инструмент дается его владельцу в момент рождения и не в нашей власти изменить его конструкцию. Мы можем только использовать этот уникальный муз. инструмент в оптимальном, установленном самой природой режиме. Режим работы ГА, при котором он управляется ЦР – это один из двух доступных вокалисту способов использования своего ГА. Иных способов не существует в природе. Сейчас мне придется сказать вещь, которая, возможно, повергнет в шок сообщество вокалистов. Из всего вышеупомянутого следует логический вывод – «постановка голоса», звукоизвлечение – это совершенно излишние этапы в обучении вокалиста. Человек способен подать голос буквально в первые секунды своей жизни. Голосовой аппарат является органом пения так же, как пищеварительная система является органом пищеварения. Все время обучения должно быть занято одним – обучением пению. Как было сказано выше, начало ноты как правило идет в режиме пения, затем следует соскок в режим речи. Таким образом задача состоит в том, чтобы сохранить то, что есть изначально – режим пения и не допускать соскока, то есть подмену пения мелодекламацией. По ходу обучения, в процессе пения упражнений и освоения педагогического репертуара вокалист должен простите за невольную тавтологию – во время пения петь! Первым отличием певческого голоса от иных муз. инструментов является его естественная природа. Существует еще одно отличие пения от всех других видов музицирования. Отличие в следующем – певец не только музыкант, но и декламатор, актер. Искусство пения – результат синтеза двух искусств – музыкального и декламаторского, актерского. Искусство декламации предполагает совершенную дикцию, совершенная дикция – чистую гласную. О чистой гласной уже было сказано. Окраска гласных зависит от взаимного расположения глоточной и ротовой формант, которая в свою очередь определяет форму и импеданс рото-глоточного рупора. Логично предположить, что в ходе эволюции голосовой аппарат сформировался таким образом, что импеданс рото-глоточного рупора в положении чистых гласных оптимален.Центр речи и центр пения объктивно существуют. Работа этих центров может быть зафиксирована инструментальными методами. То же самое можно сказать и об окраске гласных, то есть каждой гласной соответствует определенное взаиморасположение формант, которое может быть измерено. Этого к сожалению нельзя сказать о звуке, поставленном на дыхание, воздушном столбе, высокой позиции, многочисленных резонаторах.
Вокалист, ПОЮЩИЙ чистую гласную достигает сразу нескольких целей. Он использует свой голосовой аппарат в наилучшем, предписанном самой природой режиме плюс удовлетворяет чувству прекрасного публики. Таким образом он получает в свое распоряжение средство для достижения высшей и конечной цели – создания художественного образа. В заключение я должен сказать следующее – фигура вокального ПЕДАГОГА в самом широком смысле слова всегда останется ключевой в процессе обучения будущего певца, процесс обучения творчеством и несмотря на некоторые успехи науки вокальный ПЕДАГОГ всегда будет редкостью, как редок настоящий художник.

P.S.
Можно иметь вокальный слух или, как говорят, "ухо", и используя метод показа собственным голосом, учить вокалиста петь.
А можно учить ученика правильному дыханию. В последнем случае профессор обречен на успех. Точно так поступают "народные" целители, которые, пользуясь исключительно интуицией ставят больному диагноз – рак. Лечение – пассы.
Стоимость сеанса обусловлена. "Рак" почти всегда вылечивается. За исключение случаев, когда диагноз поставлен правильно.
Существует выражение – нет ничего практичней хорошей теории. Преподаватели пения используют в своей работе вместо теории разрозненные понятия, которые можно определить неотождествленные. В самом деле, "звук стоящий на дыхании",
Необходимость послать (!!!) звук в несуществующие резонаторы, удерживать (???)
Звук в позиции: список можно продолжить. Что нужно сделать, чтобы звук установился на дыхании? Что значит послать звук? Как держать звук? Что из себя представляет позиция звука? Если вы зададите эти вопросы своему профессору – Вы не получите вразумительных ответов. Более того – эти вопросы задавать вслух нельзя, чтобы не показаться дураком. Ситуация в точности напоминает ситуацию, описанную в сказке Г. Х. Андерсена. Мораль: если профессор использует столь неопределенные туманные понятия и не состоянии пояснить их смысл, значит он сам не понимает, о чем речь. При этом он может быть образованным человеком и прекрасным музыкантом.(А может и не быть). Тем не менее, он не более, чем портной, рядящий короля в невидимые одежды. И последнее.
Главный миф вокальной науки – это миф о певческом дыхании. Он гласит, что он способа набора воздуха зависит качество звука вокалиста. Правильным является так называемое диафрагмальное дыхание в противовес ключичному. Однако, это не соответствует действительности. Любой вокалист может проделать простой опыт. Брать дыхание как можно более неправильно. То есть, поднимая при этом плечи. Каждый может убедиться, что способ взятия дыхания никак не влияет ни на звук, ни на пение.
Хотя, несомненно диафрагмальное дыхание является нормальным типом дыхания любого здорового человека и нет никакой нужды специально обучать этому дыханию.

ЕСЛИ ПРЕПОДАВАТЕЛЬ ВО ВРЕМЯ УРОКА ПЕНИЯ РАБОТАЕТ НАД ДЫХАНИЕМ – ЗНАЧИТ ОН ПРОСТО НЕ ЗНАЕТ, КАК УБИТЬ ВРЕМЯ.

#5 Любимцева

Любимцева

    Местный житель

  • Администратор
  • 909 сообщений
858

Отправлено 21 Октябрь 2011 - 14:13

Олег, мы вроде как не поем :)/> вокал и чтение - разные вещи, не находишь?

#6 Томилин Олег

Томилин Олег

    у микрофона с 9.00-17.00 (по Мск.вр)

  • Пользователь
  • PipPipPip
  • 3 108 сообщений
3 514

Отправлено 21 Октябрь 2011 - 14:19

Вокал и чтение - разные вещи - согласен.
Но дыхание и там и там - остаётся дыханием :)/>

Я опять же никого ни к чему не призываю :)/>
Тема ведь про дыхание и его нюансы.

Да и вапче, просто это интересное на мой взгляд, мнение

#7 Томилин Олег

Томилин Олег

    у микрофона с 9.00-17.00 (по Мск.вр)

  • Пользователь
  • PipPipPip
  • 3 108 сообщений
3 514

Отправлено 21 Октябрь 2011 - 14:33

ambassador-у

вот например небольшой набор прилагательных, которые можно читать, раскрашивая каждое, соответствующими эмоциями (эт конечно не про дыхание) - записываясь в микрофон, дыхание можно и переводить :)/>


дружественный, элегантный, патриотичный, доверительный, страстный, пугающий, жесткий, чувственный, полезный, смешной, важный, зловещий, утомительный, аппетитный, печальный, осторожный, задыхающийся, чокнутый, тугой, вкусный, беззаботный, дерзкий, нервный, душный, сочный, героический, волшебный, милый, скучный, коварный, восхитительный.

"Голос и дикция - упражнения для развития голоса и формирования тембра голоса" - типа фундаментальная информация.




Количество пользователей, читающих эту тему: 1

0 пользователей, 1 гостей, 0 анонимных