Изящный способ выравнивания субъективной громкости большого количества треков
В работе на радио, саунд-продакшн и особенно звукорежиссерской работе «на выезде» возникает задача выровнять несколько десятков, а то и сотен музыкальных композиций по громкости. Для данной задачи существует такой параметр (тэг) в mp3-файлах как REPLAY GAIN (http://ru.wikipedia....iki/Replay_Gain). Одна беда: работает он так себе, т.к. после обработки субъективная разница, особенно на разностилевом материале все равно очень слышна, а пик фактор проваливается до -6..-7 dB из-за разнородности материала и некоторого несовершенства алгоритма REPLAY GAIN. У меня возникла идея двойной обработки фонограмм Replay Gain’ом:
- Нормализуем под 0dB по пикам
- Применяем REPLAY GAIN
- «Восстанавливаем» лимитером уровень, theshold -6 dB
- Еще раз применяем REPLAY GAIN
- и еще раз «Восстанавливаем» лимитером уровень, theshold -6 dB
Для выполнения задачи на большом массиве песен подходит dBPowerAmp Music Converter (http://www.dbpoweramp.com/dmc.htm) с его фантастическими возможностями пакетной DSP-обработки!
Итак, нам понадобятся:
Volume Normalize для нормализации по пикам
Volume Normalize для применения ReplayGain
И, конечно, возможность «подцепить» любой VST-плагин:
Используем любой лимитер, например входящий в iZotope Ozone, с «щадящими» установками для восстановления (выбираем самый медленный режим лимитера, чтобы не было сильных искажений):
Кроме того, по-вкусу можно подрезать низы-верхи на EQ:
Итак получаем такой батч-набор:
1 Volume Normalize (peak 0db)
2 Volume Normalize (Replay Gain)
3 iZotope Limiter theshold -6 dB
4 Volume Normalize (Replay Gain)
5 iZotope Limiter theshold -6 dB
Что получается в итоге:
Разномастный многостилевой плейлист (где даже есть очень громкие, перегруженные песни) выравнивается с RMS -11… -14 dB, что вполне многих заказчиков/клиентов устраивает. Чтобы «разогнать» громкость, можно на последнем лимитере поставить меньший theshold.
Документ с картинками здесь
http://yadi.sk/d/ROVEkp3_LZ4f8
а также прикреплен к посту.