Список и Коммутация оборудования радиостанций - Комплексные вопросы по организации радиовещания (в основном по железу)
#1
Отправлено 05 Сентябрь 2014 - 02:57
Первое что приходит в голову, так это вопрос о типовом оборудовании - необходимом минимуме, которого будет достаточно для решения поставленной задачи с учетом вашего практического опыта. Если возможно- с указанием моделей и производителя железок.
Для людей, компетентных в узкоспециальных вопросах, готовых немножко облысеть и состариться, потратив на меня время, предлагаю хотя бы выборочно ответить на следующие вопросы или группы вопросов:
Эргономика рабочего пространства/ железо.
1. Имеется небольшая эфирная студия где-то на 3-х человек (ведущий + 2 гостя). На нашей станции все еще существует "разделение труда" между звукорежиссером/ оператором и ведущим. Диктор-ведущий имеет возможность только включать/ отключать микрофоны. Вся полнота контроля над эфиром сосредоточена в руках оператора. В будущем планируется совместить эти штатные единицы с тем, чтобы ведущий мог сам полностью контролировать вещание (регулировать уровень сигнала, переключать треки, выводить сигнал из разных источников, принимать звонки и т.п.).
Сразу же возникают вопросы по эргономике рабочего пространства. А именно: как работа организована у вас? На некоторых стримах видно, что в одном помещении присутствуют и ведущий и оператор. Пульты есть у обоих. Что с помощью своего пульта может контролировать ведущий? Эти пульты связаны между собой? Каким образом диктор отключает / включает микрофон? отключением мастер канала / уводом фейдера или существует другая аппаратная возможность? Может специальный пульт или блок? Спрашиваю, ибо на нашем старом венгерском TESLA есть встроенный блок мутирования / включения / отключения микрофонов в одно касание. Ни в одном современном пульте такого не видел. Очень удобно.
2. Хватает ли одного эфирного компьютера? Ну если человека в студии находится как минимум два, а видеокарта с двухмониторным и более режимом отображает пускай разную картинку обоим, каким образом делить курсор мыши? На некоторых фото видны эфирные студии с 4-мя, 5-тью мониторами. Только лишь для организации автоматизации эфира?
Железные вопросы.
3. Все же какие лучше использовать микрофоны - динамические или конденсаторные? Что думаете по поводу микрофонов от MXL (Marshall)?
4. Для всех ли микрофонов требуются предусилители?
5. Используете ли голосовые процессоры? Если да, то какие. Ну компрессия, лимитер понятно. Может вменяемые модели подскажите? Настроили один раз и забыли, или пресеты/ предустановки под каждый голос?
6. Какие пульты использует оператор и диктор. Может есть какие-то контроллеры или узкоспециальные консоли, заточенные под софт автоматизации и т.п. фейдер старт? Как вообще организовано взаимодействие пультов, кроме очевидного варианта мастер выход первого на свободную линейку второго?
7. Какой аудиокартой пользуетесь/ какая целесообразна на данный момент?
8. Каким образом хранится аудио -база/ аудио архив? Отдельный сервер, связанный по сети с эфирным компьютером или RAID массив на эфирном? NAS?
9. Кто у вас обрабатывает поступающие в студию звонки? оператор? Как вообще ведется работа со слушателями? Через телефонные гибриды или есть нюансы?
10. Какова общая цепочка коммутации - микрофон - предусилитель-голосовой процессор - пульт - фм процессор. Этого достаточно? Что у вас в рековой стойке?
11. Куда сигнал идет дальше? В смысле на этом можно остановиться, или необходима еще какая-то инфраструктура?
12. Тракт всей этой кухни можно делать полностью аналоговым или можно гибридный?
Софт
13. Каким софтом для автоматизации эфира пользуетесь на данный момент?
14. Операционная система эфирных компьютеров?
------------------------------------------
Заранее благодарю всех откликнувшихся.
#2
Отправлено 05 Сентябрь 2014 - 07:53
Мониторов должно быть несколько,можно на один комп прицепить хоть 8 мониторов,это нужно для того,чтобы все ведущие и гости имели возможность читать какую-то инфу или новость с компа одновременно.Делить курсор - никак.Можно поставить два компа (фактически получается три: выпускающий и 2 для сёрфинга по сети). Можно освободить рабочее пространство,освободив от системных блоков место и вынести их за дверь,просто протянув шнуты до мониторов,клавы и мыши - беспроводные.
Микрофоны могу посоветовать только shure sm7 либо rode broadcaster.проверено бесконечным количеством радиостанций - вечные друзья и отличное качество.
На каждый мик - микрофонный журавль. Их щас тоже появилось много разных конструкций интересных.
Обработка для миков необходима,тем более,когда в студии несколько человек. без обработки ваше звучание на фоне других радиостанций будет отвратительным и это будет бросаться в глаза сразу. У нас сначала стояли DBX 286,но с ними как-то жидковато звучало,заменили на моднейшую dsp-обработку пульта Yamaha O1V96
Вещательные пульты. Пультов много,тут зависит от бюджета. фейдер-старт,помню,есть у винтажных audioarts, но цена этих пультов некислая весьма,хотя качество тоже отменное.
Софта для автоматизации тоже немало: digiton synadin, Djin, sound empire и ещё полно всего.
Аудиокарта. Тут главное - стабильность работы. У нас - Digiton TUSB pro.
Мониторы. Стандартом наушников считаются AKG 271 K271 либо Beyerdynamic. Как правило в студии вещания наличие чёткой и правильной стереокартины отходит на третий план и заморачиваться на дорогие мониторы смысла нет.
Аудиобаза должна храниться не на вещательном компе,при этом скорость подключения по сети должна быть максимальной. Само собой должны быть резервные копии музыкальной базы.
По телефонам.Ситуация может быть разной,в зависимости от аппарата.Есть пульты со встроенными гибридами,например вещательный пульт Oxygen. Звонки обычно принимает человек за пультом. Если надо предварительно побеседовать с человеком(узнать имя или обьяснить правила интерактива),можно это сделать между песнями,если же у вас "горячий" прямой эфир,можно принимать звонки сразу,страшного тут ничего нет. Рекомендуется ввести чёрный список номеров, маньяков будет хватать.
Мик идёт в обработку далее подаётся в вещательный пульт,с пульта в аудиокарту,с аудиокарты на фм процессор,с фм процессора на передатчик. ФМ-процессор у нас стоит TC Electronics DBMax (это собрат всем известного финалайзера,тока замороченне по управлению и устройству). В эту минимальную цепь можно добавить разные приблуды,в зависимости от потребностей радиостудии. Ещё какой-то инфраструктурой может быть место,где будет ваш передатчик. Как правило это всяческие телевышки,телецентры и так далее. Там нужно наладить контакт с тех.службой,инженерами,охраной,поскольку бывают ситуации,когда ночью бывает надо попасть к передатчику.
Тракт может быть аналоговым,цифровым или гибридным.По возможностям и вкусу.
Операционка - винда.Под мак ось мало вещательных программ.
П.С.:
Хочу добавить,что экономить на оборудовании не надо. Не надо покупать дешёвую чушь,типа,берингера,которая будет постоянно ломаться и отвлекать от дел насущных. Купите один раз и надолго. При этом надо понимать,что дорого - не значит хорошо. Посмотрите на чём работают все. В многих студиях вы увидите одни и те же приборы одних и тех же производителей. Ну а ежели хотите экономить на всём и вся,то даже советовать не стану ничего,ибо мне всегда странным казался тот факт,что человек открывает радио,чтобы зарабатывать,а мик хороший в студию купить жаба душит.Это по меньшей мере странно)))
Сообщение отредактировал Юрий Юсим: 05 Сентябрь 2014 - 13:42
#3
Отправлено 05 Сентябрь 2014 - 12:36
Меня как раз и интересовало типовое оборудование (выделено жирным), поскольку есть понимание того, что за полтора десятка лет более-менее уверенной работы индустрии, наверняка сложились какие-то технологические стандарты оборудования - производители/ модели. Мне об этом просто ничего не известно. Видел фото ретрансляционной станции с их рековой стойкой. Она полностью была забита. Страшно стало жить.
Вопрос об экономии не стоит. Есть понимание того, что необходимо вложиться один раз, но на долго. Мы как раз работаем на Оксигене 3 с двумя гибридами. Из процессоров это древний гейт/ компрессор/ лимиттер DOD. Аудиокарта Asus Xonar. Микрофоны какие-то древнегреческие.
dsp-обработку пульта Yamaha O1V96 - У Вас этот пульт выступает в роли вещательного? У Вас только один пульт?
Все таки хочется более широкого освещения вопросов по поводу пультов. Может есть нюансы по коммутации со специальным оборудованием или производители, с которыми точно не стоит связываться (пульты для сельских дискотек типа того же беринжера даже не рассматриваются). Какие/ой стоит у Вас?
Нам сейчас предлагают перевод всех компьютеров, не задействованных в монтаже (реклама/ программы/ позывные/ отбивки) перевести на Linux. Если у кого-то был опыт работы с линуксом, прошу рассказать насколько переход на эту ОС является целесообразным.
спасибо.
#4
Отправлено 05 Сентябрь 2014 - 12:57
sennidb (05 Сентябрь 2014 - 12:36) писал:
не,этот зверь отвечает только за обработку микрофонов. с выхода ямахи сигнал заходит в вещательный тот же третий оксиген на один микрофонный канал. микрофонов 7,просто рулим мы ими именно на ямахе. у нас утреннее шоу,дневной линейщик,вечернее шоу и каждый раз разное количество людей у мика. в пульте я сделал т.н. сцены,они же - пресеты под каждое шоу,где учитывается количество людей,тембры ведущих и как кто говорит "громко/тихо".так же есть пресеты под каждого ведущего в отдельности.то есть люди просто приходят в студию,одним движением пальца включают кнопку ,к примеру, "утреннее шоу" и моторизированные фейдеры встают на свои места,как и все динамические обработки.
если вы собираетесь конкурировать в своём городе с федеральными станциями,вам нужно добиться звука не хуже,чем у них,иначе слушателям это не особо понравится.мики меняйте однозначно (если только это не шуры,о которых я писал,они и древние работают отменно)
Сообщение отредактировал Юрий Юсим: 05 Сентябрь 2014 - 13:01
#5
Отправлено 06 Сентябрь 2014 - 20:11
----------
В целом остались пробелы по передатчикам/ антеннам. Мне не понятно каким образом организовано вещание радиостанции на область. Сеть ретрансляторов? Если город в 500 000 тыс. населения площадью примерно 300 кв. километров еще можно накрыть передатчиком 1квт, то как накрыть область в 25 000 км. квадратных?
Сейчас штудирую один форум на этот счет. Очень много нюансов. Я не специалист. Может существуют какие-то уже типовые решения, как и в случае со студийной аппаратурой, например, при размещении антенны на вышках мобильной связи, где высота город от города примерно одинакова и необходимо организовать вещание по круговой диаграмме на город полумиллионник - хотя бы какой тип антенны в этом примере лучше выбрать?
Есть ли список производителей антенн/ передатчиков, которым лучше всего отдать предпочтение?
#6
Отправлено 07 Сентябрь 2014 - 10:31
Сообщение отредактировал алексей капустин: 07 Сентябрь 2014 - 10:32
#7
Отправлено 07 Сентябрь 2014 - 12:35
1. Если помещение студии общее, не разделено на операторскую и студию, то какой смысл разделять сигналы на оператора и ведущего не понятно. Каждый должен выполнять свою работу - диктор и ведущий вести программу, оператор контролировать уровни, запускать фонограммы и тп. Если же есть задача какие то сегменты эфира вести только одному ведущему и он же будет оператором (ну то есть обычным радио ведущим болльшинства станций или диджеем). Например на радио Маяк 2 пульта - один операторский и находится в аппаратной. Но в угоду осовременивания Маяка в период его переделки в студию был внедрен еще один пульт, за которым работал второй оператор-диджей.
На мой взгляд это все излишне. Да и по карману ударит. Поэтому одно рабочее место оператора-диджея и сколь угодно микрофонов, все с той же кнопкой включения-отключения. А общий микс все равно должен контролировать один человек, а не все ведущие скопом.
По поводу разделения пультов - скорее всего технически это один пульт. Ну например система AXIA. Консоли управления разделены, так как они наборные. То есть на рабочем столе оператора и ведущего межет быть разный набор консолей...у ведущего например 4 фейдера - микрофоны и гибриды например, у оператора остальные части пульта. Но само "железо" пульта где то в аппаратной и это один пульт.
2. Эфирный комп один. Контролируется он оператором эфира. У ведущих компы это просто интернет серф. Ну почему это удобнее становится понятно при программировании эфира. Программировать 2 отдельных расписания и совмещать их вживую не так уж просто и опять же увеличит бюджет.
3. Мое личное мнение за динамические микрофоны. Потому что акустика в студиях это к сожалению зачастую последнее о чем думают при бюджетировании радио. А конденсаторный микрофон будет слышать какждое почесывание и отражение. Шур СМ7 пока еще никто не отменял))
4.и 5. Да для всех НЕОБХОДИМА динамическая обработка. Один раз настроил и забыл это например DRAWMER MX60. Для пресетов например SYMETRIX AIRTOOLS 2X. Ну они же и предусилители.
6. Мое мнение, повторюсь - не давайте диктору рулить. Пульт один. В продаже пультов много и все зависит только от бюджета. Сейчас многие используют не отдельный пульт, систему AXIA, она и пульт и звуковая карта и еще много чего. Что это такое долго писать, есть куча инфы в гугле. Но это ресурсозатратно.
7. Для систем типа AXIA карта не нужна. Если же будет отдельный пульт, то на мой взгляд сейчас такой выбор аудиокарт, что все не перечислишь. Ну стандартом почему то считают какой нибудь LYNX. Есть RME. Наверно все же безотказней работаюn карты на PCIe, чем на usb или firware.
8. Только отдельный сервер, с ситемами безотказности, с рейдами и тп. Но сеть должна быть максимально отказоустойчива. Поэтому на этом экономить не надо. А для той же AXIA вообще надо очень внимательно строить сеть.
9. Во многих недорогих пультах есть встроенные гибриды. В целом же большинство гибридов которыя я видел на станциях это telos. Отдельные приборы.
10. Ничего лишнего в цепочке не нужно. Все что у вас написано так в большинстве случаев и есть:
микрофон-динамика-пульт-кодек сигнала, для посыла на передатчик-кодек принимающий на передатчике ( ну например от того же ДИГИОНА Digiline)-FM процессор. FM процессор ДОЛЖЕН стоять на РТПЦ перед усилителем передатчика. Во первых он компенсирует потери сигнала, особенно если линия аналоговая. Во вторых, и это главное, FM процессор создает КСС - комплексный стерео сигнал....именно для этого он и нужен.
11. Ну тут все зависит от того каким образом сигнал планируется доставлять на РТПЦ.
12. 21 век. Желательно конечно все в цифре.
13. Если мы говорим серьезно - DIGITON SYNADIN или ТРАКТ ДЖИНН. Почитайте у них на сайтах и выбирете более подходящий. И там и там есть свои плюсы и свои минусы. Есть конечно еще софт такого уровня у иностранных производителей, но там и цены другие, и поддержка сложней, просто потому что далековато))
14. WIN 7
#8
Отправлено 07 Сентябрь 2014 - 13:52
Если можно уточнения - -
Цитата
Цитата
Не удивляйтесь я с этой фидерно/ антенно/ передатчиковой темой сталкиваюсь впервые.
#9
Отправлено 07 Сентябрь 2014 - 16:02
#10
Отправлено 07 Сентябрь 2014 - 16:13
sennidb (07 Сентябрь 2014 - 13:52) писал:
Если можно уточнения - -
Все тот же вопрос - как эти "кнопки" называются, если конечно не имеется ввиду, что микрофоны будет отключать оператор с помощью фейдера или мутирования. Существуют ли заводские решения с реализацией возможности управления включением/ отключением микрофонов самими дикторами, независимо от пульта оператора - ну там блоки в разрывы микрофонных линий или ?
То есть нужны ДВА кодека? раздающий/ принимающий? Я думал студия с фм процессором соединяются просто симметричными кабелями. Еще интересует вопрос расстояния до передатчика - имеет ли оно значение и какое оптимальное, чтобы из-за потерь не занимать дополнительным обвесом.
Не удивляйтесь я с этой фидерно/ антенно/ передатчиковой темой сталкиваюсь впервые.
по поводу кодека уточняю.
сейчас расстояние от студии до передатчика не имеет значение, если есть возможность подключиться к выделенной оптоволоконной линии. вот в этом случае необходимы кодеки - приборы кодирующие обычный аналоговый или цифровой сигнал в необходимый поток - например g703 (E1 T1)
то есть схема выглядит так...основной микс эфира, или PGM еще называют, посылается на кодек, который кодирует сигнал например в Е1. Кодек подсоединен к выделенной линии, на другом конце которой стоит кодек, раскодирующий этот поток в аналоговый или цифровой аудиосигнал. Помимо кодеков у оператора выделенной линии должна быть возможность этот поток передавать. тут я не настолько подкова и точно не скажу какое оборудование должно быть у них, но скорее всего если вы выкупаете у них выделенку под определенные нужды то это их головная боль. Кодек принимающий сигнал уже на передатчике, отдает его либо сразу на передатчик, либо в идеале на настоящий fm процессор типа omnia или orban, а с них КСС идет уже на передатчик.
если же студия и передатчик находятся в одном радиокомплексе или расстояние незначительное, ну до 300-500 метров, то можно и обычные кабели проложить и по ним пустить цифровой сигнал например.
есть еще варианты когда нет оптоволокна и расстояние большое. например радиорелейная передача сигнала. даже цифрового. но это отдельная головная боль)))
Юрий Юсим (07 Сентябрь 2014 - 16:02) писал:
#11
Отправлено 23 Сентябрь 2016 - 17:57
Вопрос:какое ещё оборудование нужно для этого,типо,роутер.Или можно обойтись без него?
#12
Отправлено 24 Сентябрь 2016 - 11:56
AlexmenCifT (23 Сентябрь 2016 - 17:57) писал:
Вопрос:какое ещё оборудование нужно для этого,типо,роутер.Или можно обойтись без него?
Обычно приобретается wi-fi-роутер и подключается к интернету.
Затем все необходимые компы подключаются к роутеру - проводами либо по wi-fi.
#13
Отправлено 24 Сентябрь 2016 - 14:13
http://www.europaplus.ru/live
Количество пользователей, читающих эту тему: 1
0 пользователей, 1 гостей, 0 анонимных