Отправлено 22 Август 2013 - 18:36
Вопрос про то, что нужно диктору, очень обширный)))))
Сужу по своим этапам на довольно протяженном отрезке времени в почти 20 лет.
Раньше от тебя требовалось только прийти, принести свою тушку, пришла голова на ножках, вякнула в микрофон - ну ок, день не зря)))))
Потом, как стал работать на радио, тоже не заморачивался - ну есть же люди, ну они же всяко сделают лучше тебя, незачем лезть в эту фигню, у них них уши и руки, у меня голос, все при деле, всем хорошо!
А вот когда стал продюсером станции, стало понятно, что знаний не хватает. Стал много слушать, вникать. Природа голоса, факторы, влияющие на запись, искусство микса, саунддизайн, полифония, короче все и сразу. Долго искал звук, нужный станции, пока к нам не пришел Алексей Назаров. Кострома его помнит прекрасно, самородок! Но опять же, сам ничего не сводил, все ребята прекрасно делали))))
А вот уж когда ушел из офиса на вольные хлеба, то стало понятно, что заказчики разные)))) и встал тот же вопрос - что делать то?
Есть звукари, это одна каста, а есть просто видюшники. И вот последние не знают о звуке ничего! Им достаточно "подкладик кинуть")))) слушаю такое г... раз, два и думаю - нет уж, лучше заранее узнавать, что люди могут и умеют, иначе по итогу ты крайний, твой голос не вызвучен и тп))))) поэтому выясням, что людям нужно, сухой голос, нормализованный и откомпрессированный, голос на подложке, которая замонтирована под хронометраж итп.... Разумеется это время и вопрос иных финансов. Нельзя давать просто голос либо все под ключ по одной цене)))
Так что, Александр, по мелочи -- посидеть с кем нибудь два дня и понять , что и зачем. Но прежде усвоить, что самое важное - как записан исходник, как ты звучишь на записи. Блеклый рыхлый тембр и невнятную дикцию ничем не поправить, ни одной волшебной кнопкой, чистый и звучный голос можно лишь нормализовать и скомпрессировать - и он прекрасно будет слушаться и будет слышим в эфире.
Так что на первых порах - нормалайз и компрессор)))) первый и второй есть уже в любом редакторе, waves имеет к примеру Rvox, чуть позже туда добавится эквалайзер. За это время осваиваем монтаж, склейки, познаем ритмику голоса, его динамику, темп речи и доступность изложения материала.
Затем осваиваем основы микса, его азы, вот там нужны будут уже и хорус и дилэй и всякие другие примочки, позволяющие вешать на голос эффекты, придет понимание сочетаемости голоса с музыкой и спецэффектами. Но это потом, а пока надо научиться выдавать готовый трек без оговорок и скажем, без дыхалки и слюней, который поднят на нужный уровень звучания, скажем под 0 или под -3 дБ и влегкую скомпрессирован. Этот минимум необходим для тех клиентов, кто занимается визуальными работами и им просто недосуг изучать еще и звук)))))
И в любом случае общаться с коллегами и звукорежиссерами, горизонтальные связи тут многое решают, причем не в онлайне, а вживую, чтобы и слушать и видеть, как и что делается))))
В общем такая программа-минимум))))))
Удачи!