Приветствую всех! Очень меня заинтересовала эта тема по поводу -23LUFS, а именно объективного измерения субъективного ощущения громкости по EBU 128R. Основательно разобравшись в вопросе, я вынес для себя ряд положительных моментов. Но начну из далека. Бывало так - приносят клиенты ролики, один ролик -12 RMS, другой ролик - кирпич в -8 RMS. По пикам оба ролика в 0. Естественно, если эти 2 ролика поставить друг за другом, то разница в ощущении громкости будет очень явной. Что делать? Ну можно прибрать по пикам громкий или увеличить RMS тихого ролика и т. д. Но моя практика показывает, что ни делается ничего кроме нормализации в 0. Все остальное отдается на откуп ФМ процессора. Да, процессор такого уровня как Orban optimod 8600 спасет, на сколько я знаю у него есть loudness метр, и он может выравнивать громкость по ITU-R BS 1770-2 или к примеру процессор AERO.LITE. Они с задачей ограничения субъективной громкости справятся. Приборы не дешевые. Ну а как же быть вещателю у которого стоит дешевенький ФМ процессор, а может и того нет? Решил я попробовать поработать с -23LUFS на практике. Вещание мы осуществляем с помощью программы Djinn. При добавлении любого элемента в МБД Джина открываются свойства объекта, где мы можем увидеть уровень элемента по пикам. Раньше у всех элементов там стоял 0, мы ведь нормализуем в 0 (кто-то вещает в -1, кто-то в -4 у кого как отстроен тракт). Я сделал следующее - в программе Audition (есть там функция MATCH VOLUME), есть бесплатная програмуля
http://r128gain.sourceforge.net/ но там почему-то только вавчики ровняет, выровнял весь материал радиостанции по -23LUFS и начал по новой заливать его в базу джина. Увидел следующую картину - чем плотнее звук в элементе, тем меньше db у него по пикам при добавлении в базу. К примеру рекламные ролики получились порядка -13.81, -15.07, -15.46. Просто сухой голос без всяких подлог -7.96, -8.95 в зависимости от того как громко в микрофон говорил спикер. Т. е. в теории у меня весь материал должен ровненько звучать в не зависимости от RMS и пиков. В принципе так и получилось, на слух все звучит ровненько (есть некоторые замечания, но это мои недочеты в нормализации скорее всего). Что касается производства материалов - во всех DAW поставил loudness метры (izotop insight, ppmulator, в samplitude x2 встроенный) и делаю так: на вынос и на согласование материалы делаю в 0 по пикам и -10 RMS. Для эфира делаю -23LUFS (0 LU) +-1. Уровень мастера пришлось поднять т. к. на город если давать -23, то будем тише всех. Естественно, если всех опустят до -23, тогда придется убавить. Пока в приоритете громкость в пределах девиации. Все это относится к "записному материалу". Что касается живого эфира - станция у нас информационная и бухтят тут блоками по 15 минут до рекламы. Бывают спикеры ну вообще шептуны, от микрофона отворачиваются... таких приходится вытягивать компрессором, но всему есть предел, ведь вытягивается и грязь! Вот тут самая главная несправедливость по отношению к разговорным станциям! После такого спикера любая реклама будет казаться громче. А грань в 1.5 db на моей практике, после контрольных измерений, как оказалось перешагнуть очень легко. Пришлось эфирные микрофоны делать заведомо громче рекламы (ну хотя бы на время проверки), ну и постоянно подруливать. На музыкальных же станциях дела обстоят попроще, материал как правило записной, после мастеринга, ведущие умелые, РАБОТАЮТ голосом, а не бубнят, что нивелирует их с уровнем рекламы. Вот как-то так. Чисто мое субъективное мнение) Описал в общем конечно, в процессе проявляется много нюансов. На мой взгляд самое качественное решение проблемы это включение в тракт прибора который ровняет по ITU-R BS 1770-2.
P. S. Все измерения по уровню программа-реклама-программа проводил с помощью ORBAN LOUDNESS METER