что народ все еще в поисках волшебного плагина (кнопочки) , чтобы можно было
не применяя внешний аналоговый динамический процессор (преамп с
компрессором-лимиттером) избежать этого самого перегруза (клиппования) -
изменения формы звуковой волны при превышении уровнем входного сигнала т.н.
нуля (когда у волны верхушки становятся плоскими), на слух определяемого как
характерный "треск". строго говоря перегруз не всегда есть вред, например в
гитарной технике (аналоговый) перегруз вообще штука очень даже полезная. и
специальные "гитарные" эффекты есть: овердрайв (перямо переводимый как
перегрузка) или дисторшн (более жесткий овердрайв). но для нашего
(дикторского-звукорежиссерского) полка, подвизающегося на ниве рекламы и
прочего войсовера перегруз (цифровой) на этапе записи голоса вобщем
противопоказан (бо спецэффекты типа телефонного голоса или мегафона всегда
можно повесить потом)
и вот решил я замутить небольшой тест, результаты которого в теории мне были
конечно же заранее известны, но лучше все же один раз
услышать своими ушами.
опишу свой сетап - микрофон ->цифровой пульт ямаха 01v96 -> звуковуха кримваре pulsar2.
пульт и звуковуха подключены по цифре - т.е. процесс оцифровки происходит в
пульте, затем уже ЦИФРОВОЙ сигнал поступает в звуковуху. эта звуковуха имеет
на борту свой дсп, который позволяет обработать входящий сигнал различными
плагинами (в нашем случае динамическим - компрессором) ДО попадания сигнала
в записывающую программу. насколько я в курсе - это принцип работы ЛЮБОЙ
звуковухи имеющей на борту ДСП, и предлагающей пользователю реалтайм
обработку входящего звукового сигнала. про микрофоны, комп мониторы и т.д.
писать не буду, т.к. это к делу не относится)
итаааак, вашему вниманию 3 файла кричалок "перегруз", "перегруз с программным компресоором" и "перегруз с программным лимиттером"(кричал ваш покроный слуга с расстояния примерно 10-15см от микрофона, каюсь - красную лампочку на канале пульта не видел своими глазами, но исходя из опыта
цветомузыка должна была быть еще та) -
первый собственно никаких обработок на сигнале нет - чистая кричалка (только уроень уменьшен на 6 дб - позже объясню зачем),
второй - собственно такая же кричалка но записанная с применением программного компрессора (порог -30дб, атака 0мс, релейз 500мс,ратио 1,5:1)
и третий файл с применением того же компрессора только переведенного в режим лимиттера (все настройки те же кроме ратио оно увеличено до бесконечности к 1)
что мы видим слышим - на всех трех файлах имеются характерные искажения
(кстати возможно где-то я кричал немного громче - где-то тише, но на
наличие-отстуствие клипов это не влияет) - на слух - треск, на картинке
-плоские вершины звуковых волн. если кто-то все еще верит, что можно
используя ЦИФРОВОЙ динамический процессор (будь то плагин или отдельное устройство) избежать ЦИФРОВОЙ перегрузки ПРИ ЗАПИСИ.... - имеющий уши да услышит.
а вот про то КАК все-таки МОЖНО обойти (или минимизировать последствия) клиппинг - см. следующий пост)