Работа диктором и радиоведущим: в чем разница?

На первый взгляд у диктора и радиоведущего много общего: и тот, и другой работают у микрофона, их часто можно услышать по радио. Однако, на этом, пожалуй,  сходство этих двух профессий заканчивается.

Я знаю многих людей, которые мечтают работать на радио ведущим, но мало кто из них видит себя в роли диктора рекламы. Почему? Все просто: порой, люди даже не догадываются о существовании профессии диктора. Такой вот парадокс: слышат все, но мало кто знает.

Профессия диктор

С чем ассоциируется у вас слово "диктор"? Скорее всего, с голосом Левитана или Игоря Леонидовича Кириллова, с улыбкой Дяди Володи. В эпоху советского радио и телевидения в основном в эфире работали дикторы, а не ведущие.  Это были  времена, когда от диктора требовалось прежде всего четко и правильно прочитать готовый текст.

Диктор - работник радио или телевидения, читающий текст перед микрофоном, телекамерой.
(Толковый словарь Ожегова)

Но времена изменились, изменилась страна, изменились люди, и сейчас дикторов в эфире сменили ведущие, для которых  важнее  умение найти выход из любой ситуации и "повести" за собой аудиторию, чем красивый тембр голоса.

К счастью, профессия диктора востребована и в наши дни. Правда теперь дикторы работают не в прямом эфире, а в продакшн-студиях. Они читают рекламные объявления, озвучивают документальные фильмы и видео-презентации. Их голоса можно услышать в метро и на автоответчике крупной кампании, в теле-рекламе и аудио-уроках по изучению иностранных языков, словом, везде, где важна четкость речи и безупречная дикция.

Возможно вы скажете, что читать чужой текст по бумажке  для творческого человека слишком скучное занятие. Тогда я напомню вам слова Юрия Левитана: "Да, диктор не автор текста, но у микрофона он - соавтор и должен, работая предельно эмоционально-сдержанно, тонко чувствовать ту грань, до которой можно выявить своё отношение к материалу…"

Но вернемся к главному вопросу

Чем отличается профессия диктора от работы ведущего

Ни одна продакшн-студия не откажется пополнить свой банк голосов, поэтому начать работать диктором бывает гораздо проще, чем получить место ведущего эфира: не нужно проходить собеседование, пытаться понравится программному директору. Даже резюме при устройстве на такую работу вам скорее всего не потребуется – дикторы редко входят в штат сотрудников радиостанции (исключение составляют так называемые «фирменные голоса» или Brand Voice).

К дикторам и радиоведущим предъявляют разные требования. Например, одно из самых главных качеств диктора -  четкая дикция. У ведущего же легкие деффекты речи могут стать "изюминкой", яркий пример тому - Стас Садальский.

Диктор должен обладать актерскими способностями, чтобы каждый текст в зависимости от содержания преподносить по-разному. В работе радиоведущего ценится естественность и постоянность.

Дикторы могут работать с несколькими продакшн-студиями одновременно. Если радиоведущий хоть раз выйдет в эфир «вражеской» радиостанции, скорее всего, он лишится работы. Голос дикторов звучит на всех радиостанциях, причем не только в родном городе. В последнее время стала популярна услуга онлайн-дикторов, которые работают по сети с продакшн-студиями из разных городов России.

Есть профессионалы,  которым удается совмещать работу в продакшн-студии и в прямом эфире. Мне знакомы случаи, когда радиоведущий полностью уходил в рекламу, а диктор получал предложение вести эфир. Но все же это две разные профессии, и каждая по-своему интересна.

Автор:

Диктор, 1997-2008 г.г. ведущая радио "Мегаполис" (Самара).

Комментарии (1)

  1. Комментарий был удален.

    Вверх