Интервью с Сергеем Беловым
Пожалуй, никто не сможет рассказать о том, как стать ведущим на радио, лучше, чем человек, работающий в эфире много лет. Поэтому мне особенно приятно сегодня представить вам первого гостя нашей рубрики, который прошел путь от ассистента шоу выходного дня до ведущего утреннего эфира популярной московской радиостанции – Сергея Белова.
- Традиционный вопрос: как ты попал на радио?
Сергей Белов: На радио я попал просто придя с улицы, сказав: “Хочу, берите, я то что нужно!” То ли самоуверенность помогла, то ли программного директора застал врасплох, но как-то взяли. В начале меня отправили пробоваться в качестве одного из соведущих шоу выходного дня для девушек. Я должен был играть роль эдакой бабушки Марьи Семеновны, эксперта, которая бы говорила свое мнение на тему, ну и вообще давала советы. Уж не знаю какие я там мог дать советы, учась на первом курсе и умея просто кривляться изображая старушечий голос. Но почему-то девушке, которая разрабатывала концепцию шоу, эта идея казалась очень даже забавной. Наверно сама мысль о подобном образе возникла потому что в тот момент я активно участвовал во всяких СТЕМАх, КВНах, постановках и примерять разные образы было привычным занятием. И как же прекрасно, что этим планам не суждено было сбыться. От образа бабушки отказались сразу, после записи первого демо. И вот настал мой звездный час. Программный директор попросил записать просто демо, свое, настоящее. Написать пару-тройку подводок к песням и прочитать. Мужик сказал – мужик сделал. Все было записано и меня взяли стажером на радио Мегаполис (Самара). Так что хотите попасть на радио, пробуйтесь, примеряйте образы. Рано или поздно все равно найдете свой, настоящий, который и оценят по-настоящему.
- Насколько реально сейчас устроиться на радио без опыта работы?
Сергей Белов: Очень реально, причем настолько, что тем, у кого опыт есть, становится страшно за профессию. Потому что желающих работать много, и их берут! Да вот только большинство идут работать не ради профессии, что-то сделать, изменить в лучшую сторону, сказать новое слово и быть профессионалом. А идут просто ради “себя в эфире”. Смотрите какой я крутой, я на радио! Более того, такие “специалисты” очень демпингуют ЗП на рынке, соглашаясь работать за три копейки. Это настолько разбаловало работодателей, что профессионалам, людям кто проработал по 10-15, а то и больше, лет начинают платить такие же копейки. Или же не берут совсем, потому как не хотят связываться. Теми у кого нет опыта проще управлять, указывать, приказывать, навязывать и т.д. С профи такие истории не пройдут, особенно когда программный слабый и не имеет большого опыта Так что лучше спросить: Насколько реально сейчас устроится на радио С ОПЫТОМ работы.
- С чего бы ты посоветовал начать тем, кто хочет работать ведущим на радио?
Сергей Белов: Устраиваясь на радио первое что нужно, это конечно записать демо. Далее, в самом начале карьеры, просто находил телефоны станций и просил соединить с программным директором. В наглую. Говорил секретарю, что звоню по поводу трудоустройства. Тут конечно не надо быть супер напористым и самоуверенным, а корректно предложить себя. По опыту знаю, многие станции постоянно испытывают нехватку ну как минимум 1 диджея. Либо кто-то из работающих не очень устраивает и ему не плавно ищут замену, либо просто стажеров ищут, но вакансии не размещают, потому как спрашивают “по своим”. Ну а дальше, как повезет! В любом случае сидеть на месте нельзя.
- Некоторые идут на радио только чтобы стать популярным или потому что «работа не пыльная». К чему на самом деле должен быть готов человек, пришедший работать на радио?
Сергей Белов: Сейчас радиостанции не “производят” звезд, как это было, к примеру, в 90-е. Многие станции вообще не раскручивают ведущих. А зачем? У некоторых постоянная текучка ведущих, потому что платят три копейки, другие просто бояться что средства вложенные в ведущего улетят в трубу, потому как став звездой он уйдет. Это отдельная тема и обсуждать ее можно часами. Если ты решил работать на радио потому, что думаешь что обязательно вот прямо через пол года станешь звездой и все тебя будут любить – тогда тебя ждет разочарование! Нет конечно мама, родственники и друзья будут твоими фанатами, но не более. А если и появится фанаты, то поверь они будут с тобой только до того момента пока ты есть в эфире. Я сам то не звезда, не знаю почему вообще тут умничаю
Отправляясь на радио надо быть готовым к вечному творческому процессу. Ты все время должен выдавать, новый, оригинальный продукт. Подводки должны быть свежими, актуальными. Плюс конечно колоссальное психологическое напряжение. Техника, пульт, компьютеры. И самое важное: во всей цепочке создания радио (начиная от ген. директора, заканчивая уборщицей) ты – последнее и очень важное звено. Именно ты выдаешь конечный продукт в эфир. И если ты “косячиш”, то страдают все. Поэтому ты всегда будешь крайним. Первый с кого спросят, если в эфире брак, пусть и не по твоей вине, все равно будешь ты. Так что я бы не назвал работу радиоведущего “не пыльной”, со слабыми нервами и неустойчивой психикой в эфир лучше не соваться.
- Сохранились записи твоих первых эфиров?
Сергей Белов: К сожалению записи первых эфиров не сохранились. Очень жалею, что не хранил кассеты (да тогда еще писалось все на кассеты). Так что если тебя возьмут на радио, не повторяй мою ошибку, не ленись, сохраняй эфиры. будет чем себя спустя годы повеселить.
- Какие ошибки ведущего сразу говорят о том, что человек на радио новенький?
Сергей Белов: Новенького ведущего сразу слышно! Голос звучит неуверенно, как бы не пытался скрыть волнение, оно все равно слышно. Он пытается казаться лучше чем есть на самом деле. Смех наигранный, интонации неестественные, переигрывает, заигрывает со слушателем, затягивает разговор, мысль блуждает, даже если читает с листочка и т.д.
Ну и конечно брак при работе с пультом, не туда нажал, плохие миксы, тишина в эфире. Конечно это случается и опытными, но у начинающих бывает гораздо чаще.
- Ты когда нибудь занимался с преподавателем по постановке речи, может заканчивал курсы ведущих?
Сергей Белов: Да, занимался. И считаю что это очень важная работа. До того как пойти заниматься проработал на радио уже много лет и думал что у меня-то все хорошо! Неправда. Дыхание обязательно надо ставить, очень важны голос и произношение. А еще эти упражнения необходимо делать регулярно, иначе все забывается и через пол года, старые привычки вновь вылезают.
- Иногда бывает проснешься не в голосе, есть какой-то способ привести себя в норму в таких случаях? Может знаешь упражнения какие-то?
Сергей Белов: Если есть возможность лучше взять больничный, чем хрипеть в эфире. Коньяк не советую, уволят за пьянство в эфире. Я лично пил теплое молоко с медом.
- Как готовишься к эфиру? Что помогает тебе придумать то, что ты будешь говорить?
Сергей Белов: На самом деле, и этому кстати обучают всех радиоведущих, подготовка к эфиру должна идти круглосуточно. Увидел что-то интересное, прочитал, стал свидетелем, услышал – все запомни, или запиши. Потом расскажи в эфире, используй в подводках. Слушатель должен понимать что ты такой же человек. так же ходишь по улицам, кушаешь, стоишь в пробках, толкаешься в метро и т.д. Тогда он будет доверять тебе. Ну и конечно постоянно следить за всеми новостями музыки, мира, политики и т.д. И знать обо всем чуточку больше, чем остальные!
А затем, когда есть инфа, мне лично помогает тишина. Подводки пишу только в тишине.
- Кого из российских ведущих можешь назвать эталоном радиоведущего?
Сергей Белов: Несомненно Легенда радио это Женни Шаден. И я счастлив что мне удалось поработать с Женни Шаден. Я получил бесценный опыт, знания. Представляете когда продюсер твоего шоу человек высочайшего профессионального уровня, с таком опытом и такими знаниями, еще раз повторюсь – легенда! Каждый совет, каждая рекомендация – все бесценно. Хочу сказать Женни Шаден спасибо большое!
- Что можешь пожелать тем, кто мечтает работать на радио?
Сергей Белов: Мечтаете?! Так идите! Сейчас профессия радио ведущего стала очень доступной.
Комментарии (0)
Написать комментарий