Анализ источников - Голос

В этой статье я дам необходимые пояснения к тому как проводить анализ свойств источников записи. Это не что иное, как прослушивание и эксперименты с обработкой. Возьмем к примеру самый распространенный источник записи - дикторский голос.

Вот план к его освоению:

  1. Научиться распознавать голосовой регистр (тенор, баритон, бас у мужчин и сопрано, меццо-сопрано, альт у женщин);
  2. Выделить в отдельные категории детские и старческие голоса, а также пародии на них;
  3. Определять "вязкость" тембра - параметр, определяющий сочетание таких свойств как способность к активной артикуляции и тип локализации голоса (грудной, горловой). Так, грудной, неактивно артикулирующий голос называют "бубнящим", горловой с хорошей артикуляцией - "звонким", грудной с хорошей артикуляцией - "мощным", "мясистым".

Далее, для каждого пункта рассмотрим варианты установок эквалайзера и компрессора (т.е. частотной и динамической обработки) для каждого пункта свойств.

Необходимые условия записи голоса:
- минимум компрессии Ratio: 2-4
- ФСНЧ на 75-100 Гц
- минимальная окраска микрофонного тракта
- возможно применение де-ессера
- максимально заглушенная комната для записи с минимальным временем реверберации

 Обработка стандартного голоса

EQUALIZER A - почти всегда на басово-баритональных голосах проводится коррекция "нижней середины": -3…-5db в интервале 250-500Hz

EQUALIZER B- небольшой подъем в интервале 3500-5000Hz для обеспечения лучшей "читаемости" в миксе.

Анализ источников. Анализ записи голоса.

Обработка "бубнящих" голосов

EQUALIZER C- обычно коррекция "режущей слух середины": ослабление частот в интервале 1500-2500Hz 

Анализ источников. Анализ записи голоса.

3. Вязкость тембров

EQUALIZER D
Для "бубнящих" голосов - дополнительная коррекция нижней середины и фильтр среза НЧ на 170-220Гц.

Анализ источников. Анализ записи голоса.

COMPRESSOR A
Для "вязких" тембров (т.е. со слабой артикуляцией) выставляется бОльшая атака и меньшее время восстановления. Типичные значения установок компрессии для подчеркивания атаки согласных и, соответственно, улучшения различимости таковы:

Attack: 20-50 ms
Release: 5-20 ms
Ratio: 3-6

Анализ источников. Анализ записи голоса.

LIMITER A
Нередко приходится добавлять в линейку обработки пиковый лимитер (например Waves L2) или...

LIMITER B
... еще один компрессор с малой атакой и большим Ratio (например, плагин TC DeX c выключенным блоком DeEsser) для выравнивания пиков и увеличения плотности сигнала.

Для менее вязких тембров , голосов с хорошей подачей и артикуляцией компрессия нужна для регулировании общей плотности. Выставляется меньшая атака. Время восстановления - обратно пропорционально темпу речи, т.е. высокому темпу соответствует меньшее время восстановления и наоборот:

Attack: 0-10 ms
Release: 5-50 ms
Ratio: 5-20

Анализ источников. Анализ записи голоса.

Я вполне допускаю, что у вас могут получиться иные значения. Но в целом у вас должна образоваться сходная картина.

Резюмируя, привожу полную линейку «стандартной» обработки голосового трека: Q->DeEsser->Compressor->Limiter

 

 Голос

Эквалайзер – с чего начать

Компрессор - атака

Лимитер

Обычный дикторский

A+B

провал на 500Hz, подъем на 4 000 Hz

1 … 10 mS

10 … 20 mS женские

Нужен иногда

С плохой артикуляцией (вязкий)

D

Срез НЧ, провал на 150-300Hz

> 10 mS

Нужен

Детский, старческий (или пародия)

C+B

провал на 1500 Hz, подъем на 4 000 Hz

1 … 10 mS дети

10 … 20 mS старики

Нужен почти всегда

 

Ведущий рубрики:

Руководитель крупнейшей в России музыкальной библиотеки для рекламы РИО Продакшн (BMRU).

Комментарии (0)

    Вверх