Обработка голоса эквалайзером

Эквализация, пожалуй, самый популярный эффект для обработки голоса. Также это один из эффектов, которым часто злоупотребляют. При неправильной настройке, конечный результат эквализации может звучать даже хуже, чем без её использования.

Прежде чем начать, отметим несколько важных моментов:

  • Масштаб изменений по dB-шкале EQ-плагинах, как правило такой, что легко можно поднять +12 dB в определенном диапазоне, в то время, как +- 6 dB – это максимум на который я бы рекомендовал поднимать/опускать частоты в определенном диапазоне;
  • Изменение частот ниже 100-150Гц или выше 11-12кГц обычно не влияет на голос;
  • Все голоса имеют разную частотную характеристику, и чтобы получить нужный эффект, для каждого голоса следует использовать индивидуальные настройки эквалайзера;
  • Усиление низких частот не делает голос глубже (этого эффекта можно добиться небольшим на -10-20 центов изменением тона в pitch shifter). Но усиливая низкие частоты мы можем сделать голос «теплее»;
  • При эквализации нужно учитывать, что каждый микрофон имеет свою частотную характеристику, также присутствие поп-фильтра действует как Hi-Shelf фильтр -3dB от 6000 Нz (т .е. попросту немного глушит голос);
  • Также важно положение диктора у микрофона; Это важная тема, которую мы отдельно рассмотрим в следуйющих статьях;
  • Настройки эквалайзера должны зависить и от того, какую обработку сигнала в ФМ-процессоре использует радиостанция;
  • Если вы регулярно переключаетесь между мониторами и наушниками в течении нескольких минут у вас могут возникнуть проблемы с восприятием высоких частот (как правило в наушниках, особенно полюбившихся Beyerdynamic DT770, Senheisser HD580-600-650 все звучит ярче).

Есть несколько упражнений, которые помогут вам научиться определять, какие частоты нужно корректировать для получения нужного результата. Конечно, можно использовать анализатор частотного спектра, но для отдельной составляющей микса, а именно - голоса, по анализатору практически невозможно точно определить «проблемное» место .

Эквализация голоса. Тренируем слух

Для начала найдем голос, который будет служить нам образцом. Если вы озвучивали рекламные ролики, лучше использовать свой голос, так как он хорошо вам знаком. В противном случае, найдите диктора, который занимается озвучкой. Важно, чтобы это был «сырой» голос, полученный сразу после микрофона и предусилителя, без ощутимой эквализации и компрессии.

Запишите 60-ти секундный ролик в информационной, спокойной манере, без явных эмоциональных «всплесков» и выкриков. Теперь нужно подобрать для ролика музыкальную подложку из продакшн библиотеки. Так как мы только тренируемся, и ролик не пойдет в эфир, можно использовать в качестве подложки проигрыш песни или любой инструментальный трек. Главное, чтобы в выбранном фрагменте нет преобладания низких, средних или высоких частот, а сам трек не был слишком громким (рекомендуется общий RMS -12 dB, измерение RMS  - в Sound Forge: выделить плотный фрагмент фонограммы 20-30 сек, Меню -> Статистика)

RMS. Обработка голоса эквалайзером. 


Теперь пропустите голос через эквалайзер и наложите музыкальное сопровождение. Установите нужный баланс громкости между треками. Как правило, голос – 0dB, фонограмма, для начала - -9dB. Сбросьте все настройки эквалайзера. Низкие частоты оставим на потом, займёмся средними и высокими. Вам необходимо настроить высокие частоты (около 10кГц) на треке с голосом таким образом, чтобы звук «С» не выделялся на фоне барабанных тарелок и других высоких звуков в музыкальной подложке. Максимально повысьте частоты в районе 10кГц, а затем верните настройки к нулю, чтобы почувствовать диапазон вашего эквалайзера. Затем снова начните изменять настройки, до тех пор пока высокие частоты голоса и музыкального отрывка не совпадут.

Когда добьётесь баланса, переходите к регулировке средних частот (около 5 кГц). Установите их таким образом, чтобы голос был хорошо слышен на фоне духовых, ударных и основных инструментов в музыкальном треке. Изменяйте настройки до тех пор, пока не получите комфортное звучание.

После того, как вы добьетесь частотного баланса между голосом и с музыкой, прослушайте голос без музыки. Отключайте и включайте эквалайзер, чтобы почувствовать разницу. Вначале, вам может показаться, что высокие и средние частоты звучат слишком резко, но скорее вы близки к настройкам, которые обычно используют при обработке голоса, наложенного на музыку. Сохраните голосовую дорожку с эквалайзером в отдельный файл и используйте его как образец.

Теперь возьмите голосовые дорожки других дикторов, с которыми вам приходилось работать. Поместите все записи на одну дорожку без какой-либо обработки. Сначала прослушайте образец голоса с обработкой, который вы сделали ранее, а затем воспроизведите первый необработанный голос и постарайтесь подогнать настройки эквалайзера под образец. (Опять же, не трогая нижние частоты, работая только со средними и высокими).

Обратите внимание на настройки эквалайзера и запишите их. Затем, сбросьте все установки EQ и приступайте к обработке следующего голоса. Не подсматривая в предыдущие настройки. Снова запишите получившиеся результаты.

Обработав таким образом все голоса, вы увидите, что ваши записи отличаются друг от друга. Как мы уже говорили, разные голоса имеют разные частотные характеристики. Отметьте для себя, в каком голосе преобладают высокие частоты, в каком средние.

Процесс обработки голоса эквалайзером большей частью состоит из регулировки средних и высоких частот. Обрезка нижних частот нужна только в случае, если диктор читал текст близко к микрофону. Также нужно помнить, что регулировать низкие частоты можно понижая или повышая уровень других частот.

Обращайтесь к своим заметкам каждый раз, когда вы начинаете редактировать новый голос. Прослушивайте сохранённый образец, прежде чем корректировать голосовую дорожку. В конце концов, вы научитесь определять приблизительные настройки для любого голоса, и ваш слух станет замечать разницу между голосами для подборки правильной эквализации.

Что касается низких частот. Когда вы записываете голос и слышите, что их не хватает, предложите диктору читать текст ближе к микрофону. Если у диктора взрывная «П», попросите наоборот отодвинуться и добавьте низких частот на эквалайзере. Уделите этому моменту особое внимание, иначе очень легко сделать хороший голос «грязным» еще во время записи.

Некоторые голоса изначально хорошо звучат на фоне музыки и не требуют эквализации. Другие наоборот требуют достаточно большого подъёма средних частот, чтобы добиться подходящего звучания. Примером этого могут служить многие женские голоса.

Внимательно слушайте рекламные блоки вашей станции и оценивайте, как звучат  в эфире ролики, в которых вы использовали новые настройки эквалайзера. Не выделяются ли они на общем фоне, не выбиваются ли из эфира?

  • Если есть какое-то несоответствие в высоких или слишком много средних частот, то вам стоит вернуться к первому упражнению и снова попытаться сделать файл-образец, но уже с другой музыкальной подложкой.
  • Если в ролике будет музыкальное сопровождение, обрабатывать голос нужно только в сочетании с подложкой.
  • Если по сценарию в ролике будет звучать только голос диктора, вы можете отключить настройки, которые обычно используете при изготовлении роликов с музыкой.


Часто у начинающих звукорежиссеров возникает вопрос, есть ли способ один раз настроить эквалайзер так, чтобы больше к этому не возвращаться. Если вы работаете с разными дикторами, вам придется учитывать особенности каждого голоса и регулировать настройки эквалайзера.
Все голоса имеют разную частотную характеристику, и чтобы получить нужный эффект, для каждого голоса следует использовать индивидуальные настройки эквалайзера;  Для начало необходимо сделать  4 пресета: мужской низкий/высокий, женский низкий/высокий.

Чем чаще вы практикуетесь в обработке голоса, тем быстрее научитесь подбирать правильные настройки эквалайзера. Слушайте профессионально записанные ролики и старайтесь добиться похожего звучания. Хорошо изучите эквалайзер, который вы используете в работе. В конце концов, вы научитесь делать частотные изменения голоса до того, как вы услышите сам трек.

В следующей статье мы подробнее рассмотрим вопрос о графическом и параметрическом эквалайзерах, а также обсудим их различия и преимущества.

Ведущий рубрики:

Руководитель крупнейшей в России музыкальной библиотеки для рекламы РИО Продакшн (BMRU).

Комментарии (3)

  1. Комментарий был удален.
    1. Комментарий был удален.
      1. Комментарий был удален.

        Вверх