Перейти к содержимому





Фотография * * * * - 3 голосов

SoundHack 011: Mono-сведение и мастеринг

Отправил OlegKachanko, 14 Июль 2012 · 6 002 Просмотров

МОНО vs СТЕРЕО

Уважаемые коллеги!

Хочу предложить простой, действенный и, главное, не трюковой способ улучшения звучания вашего готового продукта.
Вот он:
... Сводите, прослушивая звук в МОНО ...

Это один из самых полезных приемов, который мне пригодился при работе в разнообразных ситуациях:
A. Новая студия для вас
B. Продолжительный и разнообразный проект
C. Изъяны в звучании помещения
D. Изъяны в стерео-звучании аппаратуры

Более того, когда у меня были ситуации C,D я слушал моно-сигнал вообще в один монитор, отключая другой, так, кстати делают многие звукорежисеры в студиях, на которых я бывал.

Главный вопрос зачем и почему?
1. Если изучить историю вопроса моно-стерео, то легко убедиться, что стерео - это компромисс в движении к пространственному звучанию, т.е. некоторого рода удобные костыли. Это означает, что "ширина", "глубина" картинки - это только реалистичные трюковые приемы в записи, которые в большинстве случаев не влияют на восприятие фонограммы в БЫТОВЫХ условиях.
2. Такие факторы как: разница мониторов, ушей, свойство "ведущего" уха, несбалансированное по резонансу помещение заставляют все чаще и чаще надевать наушники. Зачем это делать (кроме как не для "ловли блох"), когда можно включить моно.
2. Неподготовленный слушатель часто не различает моно и стерео (не удивляйтесь, но это действительно так)
3. Восприятие 99% музыки идет в бытовых условиях практически 25-50% от изначального стерео-эффекта

Вывод: большинство слушателей слушают вашу стерео-фонограмму почти в МОНО !

Важно: я не предлагаю отказаться от стерео (хотя RHCP взяли за основу этого звучания), я предлагаю
  • БАЛАНС и АЧХ оценивать с преимущественным учетом того КАК ЭТО ЗВУЧИТ В МОНО.
  • Бинауральный (стерео) эффект и только его оценивать в стерео
Поначалу - некомфортно, слишком ярко и резко. Но самое интересное - что вы начнете более четко различать профессиональные и сбалансированные записи от тех, в которых за счет стерео "вытянули" звучание.

В итоге плюсы:
Плюс1. Заказчики адекватнее оценивают вашу работу
Плюс2. Работа лучше звучит на "практически" моно-источниках (плееры, шит-контрол, бытовая техника, ТВ, радио)
Плюс3. Вы реже надеваете наушники для цели контроля АЧХ (по этой теме вообще есть спор, что наушники для этого и не предназначены)
Плюс4. Вы намного уменьшаете эффект искажений восприятия от неправильной комнаты
Плюс5. Попутно контролируете моно-совместимость
Плюс6. Если вы реально заботились о "планах", "уровнях", "глубине" звучания - этот эффект остается и в моно сигнале - это лакмусовая бумажка вашего многопланового сведения
Плюс7. Гораздо легче контролировать искажения в моно.

Софт и хард

В моей студии стоит прибор Mackie Big Knob (а можно использовать любой подобный), где есть кнопка MONO. При коммутировании через микшерский пульт - на канале можно установить панораму в центр.

Вот софт bx_control V2 который позволить плавно сделать сигнал монофоническим, что полезно в некоторых случаях. В DAW Samplitude на мастер канале есть волшебная кнопка MONO.

Для экспериментов советую

Redline Monitor

с помощью которого можно подогнать под особенности вашего восприятия получаемый моно сигнал. Программа смешивая каналы стерео применяет особый алгоритм для применения наушников в качестве монитора при сведении. Однако есть еще вариант использования (имхо!) - делать особый моно-сигнал, который по ощущениям больше подходит к переходу от стерео к моно. Только не забудьте его убрать при "сбрасывании" фонограммы!




Согласен полностью - все эти стерео-штучки... имхо, утопия. Приём хороший и очень верный. Спасибо. Снова
  • Жалоба
Отличная идея)) Я тоже всегда использую волшебную кнопу MONO перед тем, как пустить проект на просчет. Особенно когда звук для ТВ ролика делаю. Там вообще стараюсь еще и стереофоничность музыки уменьшить плагином S1 Image из пакета WAVES
Потому что в необъятной России далеко не везде наши ролики будут смотреть в стерео))))
И потом - послушайте работы, сделанные во времена СССР! тот же мюзикл Бременские музыканты. Как там чудесно все сведено! слушаешь из одного динамика (да даже в ноутбуке) - а все четко слышно и воздуха много
  • Жалоба
на ваш взгляд, какое из видов моно полезнее при сведении, Моно как сумма каналов стерео, или моно как один из каналов стерео?
  • Жалоба
как сумма конечно же, один из каналов брать для сведения смысла нет.
  • Жалоба

soundstudio (31 Октябрь 2012 - 11:35) писал:

как сумма конечно же, один из каналов брать для сведения смысла нет.
сумма каналов может быть неприемлемой если есть проблемы с противофазой каналов... Иногда лучше выбрать один из каналов ИМХО
  • Жалоба

Aldiya® (12 Декабрь 2013 - 22:26) писал:

сумма каналов может быть неприемлемой если есть проблемы с противофазой каналов... Иногда лучше выбрать один из каналов ИМХО
Неприемлема проблема с противофазой, не вводите в заблуждение =)
Для начала вам надо понять, что проблем с противофазой не должно быть в любом случае. Сумма каналов для того и нужна, чтоб выявить эти проблемы, и понять на своих ли местах всё сидит.
  • Жалоба

soundstudio (05 Январь 2014 - 19:44) писал:

Неприемлема проблема с противофазой, не вводите в заблуждение =)
Для начала вам надо понять, что проблем с противофазой не должно быть в любом случае. Сумма каналов для того и нужна, чтоб выявить эти проблемы, и понять на своих ли местах всё сидит.
Спустя столько времени увидел Ваш комент. Вы правы, проблема с противофазой неприемлема изначально.
Правда бывают случаи когда используемый в ролике компонент уже имеет проблему с противофазой (например отдельный инструмент в музыке "страдает" и частично "схлопывается"). Ну дали Вам тую музыку, ну что сделаешь... Проблема выходит наружу при прослушивании в моно. Вот о чем речь...
  • Жалоба