Как сделать популярный подкаст
Раньше при встрече с дамой молодой человек снимал шляпу. Сегодня – он вынимает из уха наушник.
Цитата из Интернет-чата
1. Введение в подкастинг
Персональные системы прослушивания звука несомненно стали приметой начала 21 века. Всевозможные виды наушников, в том числе с системой активной защиты от внешних шумов позволяют полностью отрезать слушателя от внешнего мира, погрузив его в новую звуковую реальность. Что же слушают многочисленные молодые и не очень люди в наушниках. Сейчас стало возможным слушать все – от «старомодных» музыкальных композиций и радио, до «новомодных» персональных информационных каналов – так называемых подкастов. Об их создании и пойдет речь далее.
Необходимая терминология:
-
Подкаст (Podcast) - короткая (обычно 5-20 минут) аудио запись в формате MP3, созданная для общего прослушивания. Создаётся подкастером.
-
Подкастер (Podcaster) - человек, или группа людей, создающих подкаст. Часто подкастер вырастает из под-слушателя.
-
Под-слушатель (Pod-listener) - человек, слушающий подкасты.
-
Подсейф (Podsafe) - музыкальная композиция, лицензированная для подкаста либо свободная от лицензионных ограничений (лицензия Creative Commons – см. http://ru.wikipedia.org/wiki/CC-BY)
Независимо от того, что именно хочет рассказать подкастер, о чем хочет поделиться с миром – все аудио-выпуски записываются для некоего слушателя подкаста, который в идеале должен «подписаться» на него, как на выпуск журнала и регулярно прослушивать его, живя в информационном поле автора, комментируя, обсуждая информацию.
2. Подкастинг - СМИ
Как и в любой социальной сети все вертится вокруг рейтинга популярности, частоты посещений, упоминаний. Без слушателя, а главное его ответной реакции, подкаст (а по сути – аудио дневник, блог) «задохнется» в одиночестве.
Поэтому, прежде чем перейти к технологиям создания популярного подкаста, четко обозначим его цели:
Чтобы быть популярным, подкаст должен:
-
Вызывать интерес у определенной «целевой аудитории подкаста» (ЦАП)
-
Подталкивать ЦАП на обсуждение подкаста
-
Быть заметным (а в идеале лидировать по общему количеству прослушиваний/комментариев) среди других подкастов
-
Цитироваться СМИ, ЦАП или отдельными людьми
Как мы видим, канал подкастов одного автора – это вид СМИ, а сам подкаст по отдельности можно рассматривать как информационный выпуск, аудио-обзор, моно-спектакль или другой жанр, рамки которого задает этот автор.
3. Виды подкастов
Несмотря на видимое многообразие жанров, на мой взгляд, популярность в сети имеют два вида подкастов:
-
Информационные и информационно-аналитические подкасты (далее ИНФОПОДКАСТЫ)
Сюда входят «новости» различной тематики, в том числе и заказанные у «профессиональных» подкастеров заинтересованными компаниями. Достаточно энергичная подача, схематичность, предсказуемость и четкий хронометраж позволяет охватить большую аудиторию. Многие печатные издания имеют аудио-обзор свежего выпуска, оформленный в виде подкаста. Эти выпуски успешно продаются пользователям сети.
-
Моно-спектакли, рассуждения, в основном автобиографические (далее (АВТОПОДКАСТЫ)
Популярный жанр, основанный на комментировании событий в жизни автора, окружающем мире, поданные зачастую с юмором, с многочисленными аудио примерами. Такие подкасты имеют размытую структуру, разную манеру подачи и перепады по качеству обработки даже в пределах одного подкаста. Надо сказать, что в этом жанре возникает много находок, что привлекает преданных слушателей.
3. Оформление инфоподкастов
Инфоподкаст – подкаст, главной задачей которого является подача новостей и/или аналитики. Рассмотрим простой способ сделать свой инфоподкаст профессиональным, а значит популярным.
3.1 Заставка – Должна быть!
Схематично – это музыка или шумовой эффект смикшированный с голосом, произносящим название программы. Голос должен отличаться по фактуре и подаче от авторского. Заказать небольшую «начитку» можно в любой онлайновой студии, которую вы найдете по ключевым словам «звукозапись», «запись голоса», «voice over» и т.п. Если делать самому, то манеру нужно выбрать исходя из названия инфоподкаста.
Рисунок 1. Заставка
3.2 Анонс тем – по желанию
После заставки, через некоторый музыкальный проигрыш вы можете объявить темы, которые поднимете в инфоподкасте. Это настраивает на дальнейшее прослушивание, а если подходить «креативно» - интригует, а значит – «ловит» внимание.
Например: «Сегодня я расскажу вам: о том как платил штраф в ГАИ, (пауза) о том как пробки помогают мне слушать аудиокниги, (пауза) и, наконец о том, сколько может стоить хороший ноутбук»
Рисунок 2. Анонс
3.3 Основная часть (рубрики)
В этой части, собственно, вы рассказываете все то, что хотели рассказать. Использование фоновой мелодии – по вкусу, исходя из тематики программы. Замечу, однако, что не всякий слушатель готов слушать «сухое» чтение, если рассказчик не является профессиональным актером, да и дикторов подолгу слушать невозможно – утомляет. Поэтому для придания окраски речи, усиления смысла и эмоционального воздействия информации применяют фоновую музыку. Основное правило выбора фоновой мелодии: не мешать речи, а в идеале – помогать восприятию.
Известные (популярные, опубликованные) произведения (мелодии) при применении в качестве фона имеют следующие недостатки:
1 – обычно это песня, а значит, присутствует вокальная партия, которая мешает восприятию текста.
2- известная мелодия вызывает определенный эмоциональный отклик, у каждого слушателя – разный, зачастую диаметрально противоположный.
3 – налицо нарушение авторских и смежных прав, если только произведение не распространяется на основе лицензии CC (Creative Commons – см. http://ru.wikipedia.org/wiki/CC-BY)
Идеальные по назначению мелодии для подкастинга можно выбрать из специальных сборников – продакшн библиотек.
Эти мелодии СПЕЦИАЛЬНО написаны для оформления авторской речи, передач ТВ и радио. В России профессионально занимается разработкой таких сборников компания «РИО Продакшн» (podcastmusic.ru), за границей FreePlayMusic (www.freeplaymusic.com) и другие.
О них позже, в конце статьи в разделе Музыка для подкастов.
3.4 Внутри рубрик – цитаты, интервью, репортажи
Что отличает по-настоящему интересный подкаст – так это наличие дополнительного звукового материала, лучше – эксклюзивного.
Например: «Был в зоопарке… Вы только послушайте, как вопили эти гиббоны – (включается отрывок записи с наладонника, например).
Рисунок 3. Запись внутри инфоподкаста
Обратите внимание на шумы в записи, при необходимости – обработайте специальными программами (ключевое слово для поиска в сети Denoiser).
Громкость записи необходимо сделать такой же громкой, как и сам подкаст.
3.5 Окончание инфоподкаста
Расставаться со слушателем необходимо предельно корректно, а не фразой «На этом все, друзья…».
В конце подкаста нужно:
1. Упомянуть источники и помощников при формировании подкаста
2. Пригласить к прослушиванию вашего очередного подкаста, анонсировать темы, если это возможно
3. Сказать фирменную фразу, что-то вроде слогана:
Например: «Я не прощаюсь, и знайте – плох тот подкастер, который не хочет стать Стрельниковым!»
Оформить концовку можно подобно заставке (см. схему)
4. Оформление автоподкастов
Творческий подход к автоподкастам (моно спектакль, рассуждение) означает отсутствие четких границ жанра. Отмечу следующее – основной теме, ради которой затевается запись автоподкаста, предшествует вступление, которое эмоционально готовит слушателя к основной теме. Часто в течение первых 20-30 сек. автоподкаста звучит мелодия, настраивающая на определенный лад. Затем идет монолог, часто без фоновой мелодии, с бытовыми шумами («сейчас я открою баночку пива и мы продолжим…»), которые записываются в реальном времени. Фактически автоподкаст – «слепок» нескольких минут жизни подкастера. Чтобы подчеркнуть непрерывность автоподкаста подкастеры часто пишут сопровождающую надпись «без монтажа». В основном же форму подачи автоподкаста хорошо иллюстрирует творчество Евгения Гришковца.
4.1 Вступление автоподкаста
Главная цель вступления – зарядить слушателя определенной энергией, выстроить иллюзорную вселенную вокруг слушателя. Этому помогает как музыка, так и шумы. Звук падающих капель в пещере, дуновение ветерка, шум прибоя – сам окружающий мир дарит нам массу вариантов (Noises, Nature Sounds). Иногда во вступление микшируют обрывки фраз по «теме», произнесенные как бы «вдалеке» (реверберация, Reverb, Ambience)
Рисунок 4. Вступление автоподкаста
4.2 Оформление основной темы автоподкаста
Как говорилось выше, автоподкаст - непредсказуемый в хорошом смысле продукт творчества подкастера. Секрет популярности банален:
Почему хочется продолжать слушать автоподкаст?
«Никогда не знаешь, что он(а) скажет дальше»
Однако есть несколько приемов, которые помогают оформить подкаст профессионально.
Это правильное использование речи, музыки, шумов.
- Речь должна быть интонационно богата, либо ее монотонность должна быть обусловлена темой автоподкаста.
- Музыка несет 3 роли: иллюстративную, когда мы сопровождаем мысли автора определенным настроением; контрапунктную, когда музыка идет в конфликт с темой, тем самым усиливая эмоциональное воздействие и, наконец, самостоятельную, когда музыка разрывает монолог автора, давая время переосмыслить предыдущие слова автора.
- Шумы могут быть использованы для иллюстрации (также как и музыка) или символическую, когда мы определенным звуком пытаемся создать настроение (шаги по лестнице, шум ветра, капли в пещере, шум пламени, скрежет железа, крик птицы и т.п.)
Рисунок 5. Пример «раскрытия» темы
Место кросс-фэйда – это отрезок времени, когда обе мелодии звучат вместе. Соответственно тональности должны быть подобраны корректно, чтобы не возникало какофонии, хотя иногда именно какофония дает неповторимый эффект эмоционального воздействия. При кроссфейде вы можете применить прием панорамного кроссфейда, когда одна мелодия уходит, например, в правый канал, а из левого появляется вторая мелодия.
5. Музыка для подкастов
Тема легализации музыки для подкастов настолько важна, что введен даже специальный термин
-
Подсейф (Podsafe) - музыкальная композиция, лицензированная для подкаста либо свободная от лицензионных ограничений (лицензия Creative Commons – см. http://ru.wikipedia.org/wiki/CC-BY)
В своих работах подкастер должен использовать только ту музыку, которую он имеет право использовать. Ведь у каждой мелодии есть автор и исполнитель, которые должны напрямую разрешить подкастеру использовать произведение, иначе это использование незаконно. Скорее всего, подкастер не возьмется решать такие трудновыполнимые задачи как поиск правообладателей и заключение договоров с ними. Также накладно пользоваться услугами композитора, хотя имеются случаи такого безвозмездного успешного сотрудничества.
Неужели подкастеру нужно отказаться от такого мощного средства эмоционального воздействия, как музыка?
Нет, существует необременительный способ использования музыки в подкастах – можно прибегнуть к услугам производителей специализированной инструментальной музыки (продакшн библиотек, Production library, Production Music, Cue Music, Podcast Music)
В отличие от «просто скаченной музыки» библиотеки прекрасно структурированы по стилям и категориям. Например есть категории Film ? Action (Музыка для кино – Действие), Drama?Hopeful (Драма – Полный надежды).
Пользуясь продакшн библиотекой, вы можете полностью сфокусироваться на тех целях, которых вы хотите достигнуть в подкасте, а не мучительно долго искать в терабайтах произведений нужный по эмоциональному состоянию трек
5.1 Сколько стоит музыка для подкастов
К сожалению, за использование музыки приходится платить, точно так же, как мы платим провайдеру за доступ в Интернет, хостинг, программное обеспечение.
Главный вопрос – сколько это может стоить? Индустрия предлагает вам различные условия лицензирования музыки. На западном рынке, так называемая «бланкетная» лицензия, когда вы платите за годовой доступ к любому треку библиотеки стоит от 700 долларов в год (https://www.royaltyfreemusic.com/subscribe.cgi).
А использование одного трека в подкасте - 25 долларов при эпизодическом (т.е. 1 раз в одном подкасте) использовании (http://freeplaymusic.com/licensing/ratecard.php#ppu)
На российском рынке в ценовом отношении дела обстоят гораздо лучше – от 150 долларов в год за любой трек специализированной podcast-библиотеки и от 2(!) долларов за любое использование трека в подкасте.
При этом отметим, что изучение российских музыкальных предпочтений, великолепная производственная база и, что важнее - опыт ведущих экспертов музыкального программирования - позволяет находиться в авангарде предпочтений российских подкастеров. Сборники обеспечены лицензионным договором с полным указанием передаваемых прав. Территория действия договора - РФ, весь мир. Компания-правообладатель имеет прямые договоры с авторами и исполнителями произведений каталога. Так или иначе, сейчас российские продакшн библиотеки вне конкуренции!
Комментарии (1)
Написать комментарий